Субъекты экологического права. Понятие и виды экологических прав граждан

Традиционно под субъектами права понимаются физические и юридические лица, обладающие правосубъектностью, которые могут быть носителями прав и обязанностей, посредством этого участвовать в правовых отношениях. Круг субъектов экологического права предопределен составом участников тех общественных отношений, которые составляют предмет отрасли. Именно их права и обязанности регламентируются в действующем экологическом законодательстве.

Субъектами экологического права являются:

1. Публичные образования (РФ, субъекты РФ, муниципалитеты)

2. Органы управления (различного уровня – федерального и регионального) и органы местного самоуправления

3. Экологопользователи (природопользователи) – те физические и юридические лица, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду либо используют ее или ее отдельные компоненты, не нарушая целостности.

Экологическое право наделяет участников социально-экологических отношений выступать носителями субъективных прав и юридических обязанностей, следовательно, субъекты экологического права – это органы, лица, наделенные экологической правосубъектностью, правами и обязанностями, закрепленными в законодательстве об охране окружающей среды.

Выделяется активная и пассивная экологическая правосубъектность. Активной правосубъектностью наделены органы, реализующие властные полномочия в сфере экологопользования, пассивной правосубъектностью характеризуются субъекты подчинения – экологопользователи. Частично экологическая правосубъектность, в частности у физических лиц, возникает с момента рождения. Она обусловлена существованием естественных прав человека, обеспечивающих возможность использовать окружающую среду в рамках общего природопользования. По мнению Дубовик, экологическое законодательство всем своим содержанием предназначено для:

1. граждан, интересы которых затрагиваются или могут быть затронуты в связи с негативным воздействием на окружающую среду, принимающих и реализующих определенные экологические значимые решения, а также совершающие акты экологического поведения.



2. юридических лиц, принимающих и реализующих экологически значимые решения и несущие юридическую ответственность за экологические правонарушения.

3. лиц, которые в силу своего должностного или общественного положения реализуют функции экологического управления, в том числе контрольно-надзорного характера.

4. правоприменителей.

5. лиц, осуществляющих право- и нормотворчество.

Экологическая правоспособность - определенная законом способность лица быть носителем экологических прав и обязанностей. Правоспособность физического лица в экологическом праве часто возникает с момента рождения человека. Она связана с признанием законом его определенных прав. Например, Конституцией РФ признано право каждого на благоприятную окружающую среду. Лесным кодексом РФ установлено право на свободное пребывание в лесах с целью отдыха, сбора ягод, грибов для личных нужд. Во многих случаях экологическая правоспособность физического лица возникает по достижении определенного возраста. Так, специальное природопользование (лесопользование, водопользование и др.) может осуществляться физическим лицом по достижении совершеннолетия.

Экологическая правоспособность организации возникает на основаниях и в порядке, которым предусмотрены законом.

Экологическая дееспособность - это способность физического лица как субъекта экологического права и правоотношения осуществлять своими действиями принадлежащие ему экологические права и обязанности. Сущность экологической дееспособности проявляется в том, что гражданин, к примеру, реализуя свое право на специальное природопользование, может обратиться в уполномоченные государственные органы для получения лицензии. Праву на природопользование корреспондирует обязанность по охране природы. Если в процессе такого природопользования будет причинен экологический или экогенный вред, то гражданин обязан его возместить.

Экологическая дееспособность, в отличие от правоспособности, всегда возникает по достижении определенного законом возраста. Экологическая дееспособность возникает в полном объеме по достижении восемнадцатилетнего возраста.

Субъективное экологическое право <46> представляет собой предусмотренную юридической нормой меру возможного поведения участника правоотношения. Говоря о том, что право - это мера возможного поведения, мы подчеркиваем, что обладатель права по своему усмотрению решает вопрос о его реализации. Субъект всегда может отказаться от использования права, которое ему принадлежит, за исключением случаев, когда субъективное право является одновременно и юридической обязанностью (полномочия государственных органов и должностных лиц) <47>.

Юридическая обязанность - это предусмотренная нормой права мера должного поведения участника экологического правоотношения. Юридическая обязанность отличается от субъективного права тем, что от нее субъект правоотношения не может отказаться. Неисполнение обязанности является основанием для применения юридической ответственности. Ответственность наступает также при ненадлежащем исполнении обязанности.

Понятие объекта экологического права

В юридической литературе в качестве объекта правоотношений выступает то благо, на которое направлены данные правоотношения. В экологических правоотношениях выделяют два основных вида таких благ:

  1. Объекты природы. Они могут выступать в виде целостных природных объектов, их элементов, природных комплексов, а также в целом окружающей среды.
  2. Порядок использования и охраны этих природных объектов.

Для объектов природы как объектов экологических правоотношений присуще два основных свойства, которые влияют на содержание этих правоотношений:

  1. Естественное происхождение объектов природы порождает появление таких видов экологических правоотношений, которые не присущи правоотношениям других отраслей права, например, как отношения по ведению мониторинга, по ведению кадастра объектов животного мира и прочие;
  2. На экологические правоотношения непосредственно воздействуют объективные законы природы. Например, субъекты экологических правоотношений, осуществляя свою хозяйственную деятельность и размещая производственные объекты, обязаны следить за сохранностью миграционных путей диких животных.

Виды объектов экологического права

Природные объекты, как объекты экологического права, можно разделить на три вида:

  1. Основные виды объектов природы, которым присущи свойства однородности: дикая фауна, леса, земля, недра, вода. Ввиду однородных свойств этих природных объектов, а также однородных отношений, которые складываются по поводу этих объектов, экологические правоотношения делят на лесо-правовые, водно-правовые, земельно-правовые и т.д. Использование и охрана таких природных объектов регулируется системно.
  2. Природные комплексы, которые включают в себя различные виды и элементы указанных выше объектов природы. Ввиду комплексного характера такие правоотношения являются достаточно специфическими. К ним относят правоотношения по использованию и охране земель лесного фонда, правоотношения, складывающиеся в отношении природно-заповедных комплексов.
  3. В целом природная окружающая среда. Она выступает в качестве объекта экологических правоотношений в случаях определенного антропогенного воздействия на нее. Такие экологические правоотношения возникают в области охраны экологического благополучия и включают в себя применение мер судебной или административной защиты. Например, применение мер правового воздействия при превышении предельно допустимых уровней воздействия на окружающую природную среду.

Порядок использования и охраны природных объектов, как объект экологических правоотношений, также делится на несколько разновидностей:

  1. Порядок использования объектов природы, устраняющий возможность природоохранных нарушений. К нему можно отнести установление лимитов водопотребления и водоотведения, которые предотвращают загрязнение и истощение водоемов.
  2. Порядок охраны объектов природы, при котором достигается цель, продиктованная необходимостью охраны. Так, путем ограничения использования определенных объектов природы может быть достигнута поставленная цель охраны окружающей среды.

Специфика объектов экологических правоотношений влияет на содержание этих правоотношений, в основе которых лежат правомочия субъектов. Также эта специфика служит основным критерием разграничения экологических правоотношений от правоотношений, возникающих в других отраслях права. Например, к экологическим отношениям нельзя отнести отношения, возникшие в сфере обеспечения ветеринарного благополучия сельскохозяйственного скота, так как к объектам экологических правоотношений относятся особи животного мира, имеющие естественное происхождение в дикой природе, а также обитающие в среде этой дикой природы.

Особенности экологических правоотношений можно поделить на типичные и индивидуальные. Для типичных особенностей характерно влияние на содержание правоотношений в большей степени, чем индивидуальных.

Понятие субъекта экологического права

Всех субъектов, реализующих эколого-правовые нормы, делят отдельно на субъекты экологического права и субъекты экологических правоотношений.

Так как Конституцией РФ для каждого установлена обязанность охраны окружающей среды, то субъектом экологического права может выступать любое лицо, то есть как физические, так и юридические лица.

Напротив, субъектом экологического правоотношения может выступать только то лицо, которое в силу закона может принимать участие в тех или иных экологических правоотношениях.

Субъекты экологического права - это лица, которые по закону управомочены совершать определенные действия или бездействия, носящие правоохранительный характер. Они могут реализовывать эти действия или бездействия в своем поведении самостоятельно, не взаимодействуя с другими субъектами экологического права.

Субъекты экологических правоотношений, как правило, делятся на две основные группы: управомоченные и обязанные. Наличие этих групп является неотъемлемым признаком экологических правоотношений, так как всегда уполномоченному субъекту противостоит обязанный субъект.

Управомоченные субъекты экологических правоотношений являются носителями принадлежащих им субъективных прав. При этом они самостоятельно делают выбор реализовать эти субъективные права или нет.

Обязанные субъекты экологических правоотношений выступают в качестве носителей обязанности, которая корреспондирует правам управомоченных субъектов данных правоотношений. Иными словами, обязанные субъекты участвуют в реализации прав, принадлежащих управомоченным субъектам.

Управомоченные и обязанные субъекты экологических правоотношений при изменении содержания правоотношений могут меняться местами.

Правомочия субъектов экологического права

Правомочия любых субъектов в праве означает меру их возможного и дозволенного поведения. Правомочия субъектов экологических правоотношений условно делят на общие и специальные.

Общими правомочиями обладают все виды субъектов, так как они выступают в виде универсальных правил. И, напротив, специальными - обладает узкий круг субъектов, которые имеют особенности в правовом статусе. Так, например, право общего природопользования могут реализовать в равной степени все субъекты экологических правоотношений, в то время как право специального природопользования - только те субъекты, которые в силу своего правового статуса уполномочены на такой вид природопользования. Сами общие и специальные правомочия субъектов более подробно классифицированы законом в отдельных видах экологических правоотношений.

§ 10
Акты органов местного самоуправления и локальные акты в области природопользования и охраны окружающей среды

Источниками экологического права являются нормативные правовые акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления , если в соответствии с Конституцией РФ эти органы наделены законом необходимыми государственными полномочиями. Такие полномочия определены рядом законодательных актов, в том числе Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Он относит к ведению местного самоуправления принятие и изменение уставов муниципальных образований, а также обеспечение санитарного благополучия населения, регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований, благоустройство и озеленение территории, организацию утилизации и переработки отходов, участие в охране окружающей среды.

Закон об охране окружающей среды также определяет ряд полномочий органов местного самоуправления: организацию мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа и др.

Перечисленные полномочия органов местного самоуправления осуществляются посредством принятия нормативных правовых актов.

Самым низким уровнем актов как источников экологического права признаются локальные нормативные акты , принимаемые на предприятиях. Выделяются локальные акты общего характера и специальные . К актам общего характера относятся, например, коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка. Особое место в системе локальных источников права окружающей среды занимает устав предприятия. В уставах содержатся нормы относительно правового режима имущества и земли, организации управления, в том числе управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Согласно ст. 41 ТК РФ в коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работников и работодателя по вопросам экологической безопасности и охраны здоровья работников на производстве.

Специальные акты – планы организационно – технических мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, должностные инструкции и др. Действие эколого – правовых норм, содержащихся в локальных нормативных актах, ограничено рамками предприятия и иного формирования.

§ 11
Роль судебной практики в регулировании экологических отношений

Являются ли решения, принимаемые судами по вопросам, отнесенным к предмету права окружающей среды, источником этого права? Наиболее распространенная позиция по этому вопросу выражена В. В. Петровым : «Решения судов, несмотря на свою оригинальность и юридическую грамотность, не могут служить образцом, источником для принятия решения по другому аналогичному делу. Отсюда следует, что российская доктрина рассматривает судебную практику лишь в плане применения права, толкования и разъяснения его отдельных положений» .

Полагаем, однако, что анализ роли судов в контексте принципа разделения властей и признания судебной власти в качестве самостоятельной ветви государственной власти дает основание для существования иной позиции. Ее суть – в признании судебной практики источником права окружающей среды, поскольку в рамках принципа разделения властей суды наделяются новыми полномочиями нормотворческого органа власти.

Так, в соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Отсюда следует, что нормативный правовой акт любого уровня может быть обжалован в суд. Согласно Федеральному конституционному закону «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Федерации. При этом Конституционный Суд РФ может признать акты неконституционными, что является основанием для их отмены. Решения других органов, нарушающие права и свободы граждан, могут быть обжалованы в суд (ст. 3 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866–1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»). Решение суда о признании неконституционным и отмене того или иного нормативного акта порождает новые права и обязанности участников общественных отношений. По существу такое решение безусловно оказывается нормотворческим.

Конституцией РФ (ст. 126, 127) закреплено право Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ давать разъяснения по вопросам судебной практики. Разъяснения пленумов этих судов носят общий неперсонифицированный характер и, бесспорно, являются источником права.

Так, постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 1993 г. № 10 судам даны разъяснения по вопросам рассмотрения жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан, в том числе экологические права.

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. № 10 рассмотрены некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда. Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье и т. п.), или нарушающие личные неимущественные права (право на пользование своим имуществом и др.) либо имущественные права гражданина.

Судам предоставлено право непосредственного применения Конституции РФ. При осуществлении этого права суд может не применять тот или иной закон, если, по мнению суда, он противоречит Конституции РФ (постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8). Такое решение суда, по существу отменяющее закон, является источником права.

Наконец, при рассмотрении отдельных дел суды восполняют пробелы в праве, руководствуясь внутренним убеждением. Если такие решения апробируются Верховным Судом РФ или Высшим Арбитражным Судом РФ и публикуются, они становятся источником права.

Глава 4
Экологические правоотношения

§ 1
Понятие и виды экологических правоотношений

Экологическое правоотношение – это реально существующее общественное отношение, урегулированное нормами экологического права, участники которого являются носителями субъективных прав и обязанностей.

Реальность экологического правоотношения проявляется в трансформировании общих правил, предусмотренных нормами экологического права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы (объективное право), в конкретные права и обязанности участников данного отношения (субъективное право). Объективное право представляет собой совокупность правовых норм, устанавливающих права и обязанности неопределенного круга субъектов экологического права. Субъективное право является индивидуализированным. Общие права и обязанности становятся принадлежностью конкретных лиц, участвующих в правоотношении. При этом регулируемые объективным экологическим правом общественные отношения превращаются в конкретные экологические правоотношения.

Экологические правоотношения характеризуются определенными признаками :

– они складываются на основе норм экологического права;

– субъекты правоотношения являются носителями конкретных прав и обязанностей. При этом если один субъект правоотношения является обладателем определенных прав, то на другого возлагаются корреспондирующие им обязанности. Так, в соответствии с Конституцией РФ и иными законами устанавливается право человека и гражданина на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды. Этим правам корреспондирует обязанность государственных органов, предприятий и иных субъектов экологического права такую информацию предоставить;

– носят сознательно – волевой характер. Правоотношения складываются на основе правовых норм, созданных по воле людей. Субъекты правоотношений посредством волевых и осознаваемых действий реализуют свои права и обязанности, предусмотренные этими нормами;

– гарантируются государством и охраняются в необходимых случаях его принудительной силой. Государство создает необходимые политические, экономические, социальные и иные условия для реализации эколого – правовых норм. В случае нарушения меры свободы участниками экологического правоотношения при реализации ими прав и обязанностей, определенную правовыми нормами, государство использует принудительную силу.

Экологические правоотношения направлены на обеспечение интересов человека, гражданина, общества и государства в рамках общественных отношений, образующих предмет экологического права, т. е. отношений собственности на природные ресурсы, по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды от вредных химических, физических и биологических воздействий в процессе хозяйственной и иной деятельности, по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Экологические правоотношения, будучи выделенными по отраслевому признаку, в зависимости от иных оснований классификации весьма разнообразны .

В соответствии с функциями норм права экологические правоотношения, формируемые на их основании, подразделяются на регулятивные и охранительные . Регулятивные экологические правоотношения направлены на обеспечение развития общественных отношений по природопользованию и охране окружающей среды. Это – правоотношения по поводу экологического нормирования, экспертизы, лицензирования, сертификации, аудита, ведения государственных кадастров природных ресурсов и комплексов, мониторинга и др. К охранительным правоотношениям относятся правоотношения по защите экологически прав физических и юридических лиц, по применению юридической ответственности за экологические правонарушения.

В теории права различаются общие и конкретные правоотношения. Общие экологические правоотношения возникают непосредственно из закона. Такие правоотношения складываются между личностью (или юридическим лицом) и государством. В таком случае закон является юридическим фактом, порождающим экологическое правоотношение. Так, общие экологические правоотношения возникают из ряда норм Закона об охране окружающей среды о запретах: о строительстве и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до отвода земельных участков в натуре (ст. 37); ввода в эксплуатацию предприятий и иных объектов, не оснащенных техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, обеспечивающими выполнение установленных требований в области охраны окружающей среды (ст. 38), ввоза в Российскую Федерацию радиоактивных отходов и ядерных материалов из иностранных государств в целях их хранения и захоронения (ст. 48) и др. Конкретные правоотношения возникают на основе юридических фактов, например разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, сброс сточных вод и т. п.

По степени определенности субъектов экологические правоотношения разделяются на абсолютные и относительные . Абсолютные экологические правоотношения – те, в которых определена только одна сторона – носитель субъективного права, например права на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Вторая сторона правоотношения, на которую возложена юридическая обязанность соблюдать эти права, является персонально не определенной. В относительном экологическом правоотношении стороны персонально определены. К примеру, в правоотношении по нормированию предельно допустимых вредных воздействий на природу одной стороной является территориальный орган Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, другой – предприятие, которое такие воздействия оказывает.

Посредством экологических правоотношений реализуются предусмотренные в нормах экологического права меры по обеспечению рационального природопользования, охране окружающей среды, реализации, соблюдению и охране экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц. Эти меры имеют своих адресатов.

Экологические правоотношения имеют свою структуру. Ее элементами являются субъекты, объекты, права и обязанности.

§ 2
Субъекты экологических правоотношений. Правоспособность и дееспособность

Субъектами экологических правоотношений являются субъекты экологического права, обладающие экологической правоспособностью и дееспособностью.

Субъекты экологических правоотношений по характеру обеспечиваемых и охраняемых правом экологически значимых интересов подразделяются на две группы – физические лица и организации. К организациям относятся государство в целом, государственные органы, муниципальные органы, юридические лица, общественные организации.

Круг субъектов определяется законодательством. Однако мера участия субъектов в экологических правоотношениях различна. Она определяется их правоспособностью и дееспособностью .

Экологическая правоспособность – определенная законом способность лица быть носителем экологических прав и обязанностей.

Правоспособность физического лица в экологическом праве часто возникает с момента рождения человека. Она связана с признанием законом его определенных прав. Например, Конституцией РФ признано право каждого на благоприятную окружающую среду. Лесным кодексом РФ установлено право на свободное пребывание в лесах с целью отдыха, сбора ягод, грибов для личных нужд. Во многих случаях экологическая правоспособность физического лица возникает по достижении определенного возраста. Так, специальное природопользование (лесопользование, водопользование и др.) может осуществляться физическим лицом по достижении совершеннолетия.

Экологическая правоспособность организации возникает на основаниях и в порядке, предусмотренном законом.

Экологическая дееспособность – это способность физического лица как субъекта экологического права и правоотношения осуществлять своими действиями принадлежащие ему экологические права и обязанности.

Сущность экологической дееспособности проявляется в том, что гражданин, к примеру, реализуя свое право на специальное природопользование, может обратиться в уполномоченные государственные органы для получения лицензии. Праву на природопользование корреспондирует обязанность по охране природы. Если в процессе такого природопользования будет причинен экологический или экогенный вред, то гражданин обязан его возместить.

Экологическая дееспособность, в отличие от правоспособности, всегда возникает по достижении определенного законом возраста. Экологическая дееспособность возникает в полном объеме по достижении восемнадцатилетнего возраста.

§ 3
Объекты экологических правоотношений

Объектами экологических правоотношений являются объекты экологических отношений, регулируемых нормами экологического права. Объекты экологических отношений весьма разнообразны. В рамках интегрированного и дифференцированного подходов к регулированию экологических отношений выделяется две группы объектов.

К первой группе относятся окружающая среда или природа, а также природные комплексы (государственные природные заповедники, парки, заказники и другие особо охраняемые природные территории и территории традиционного природопользования). Вторая группа – отдельные природные объекты и ресурсы – земля, недра, воды, атмосферный воздух, леса и растительный мир вне лесов, животный мир, озоновый слой, климат, околоземное космическое пространство.

Более подробно вопрос об объектах экологических общественных отношений рассмотрен в гл. 2 данного учебника.

Применительно к вопросу об объектах экологических правоотношений целесообразно рассмотреть также вопрос о сфере их распространения. Прежде всего подчеркнем, что такие объекты расположены в основном в пределах государственной территории Российской Федерации. Некоторые такие объекты расположены и за пределами территории Российского государства, например исключительная экономическая зона.

§ 4
Содержание экологических правоотношений

Субъективное экологическое право представляет собой предусмотренную юридической нормой меру возможного поведения участника правоотношения. Говоря о том, что право – это мера возможного поведения, мы подчеркиваем, что обладатель права по своему усмотрению решает вопрос о его реализации. Субъект всегда может отказаться от использования права, которое ему принадлежит, за исключением случаев, когда субъективное право является одновременно и юридической обязанностью (полномочия государственных органов и должностных лиц) .

Субъективные права, установленные в экологическом праве, по своему содержанию и характеру различаются. К примеру, субъективное право на благоприятную окружающую среду существенно отличается от права собственности на землю и другие природные ресурсы. Особенность последнего в том, что собственник может по своему усмотрению пользоваться соответствующим благом до определенного предела, установленного законом. В соответствии с ч. 2 ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Юридическая обязанность – это предусмотренная нормой права мера должного поведения участника экологического правоотношения. Юридическая обязанность отличается от субъективного права тем, что от нее субъект правоотношения не может отказаться. Не исполнение обязанности является основанием для применения юридической ответственности. Ответственность наступает также при ненадлежащем исполнении обязанности.

Юридическая обязанность является мерой поведения субъекта экологического правоотношения, определяемой законом в целях охраны окружающей среды, обеспечения рационального природопользования, соблюдения экологических прав. Нарушение этой меры влечет нарушение субъективного права.

Юридические обязанности в экологическом праве, относящемся к публичному праву, обладают той особенностью, что в их основу положены как частные, так и публичные интересы. В связи с этим особое значение в экологическом праве имеют обязанности государства, его органов и должностных лиц. В рамках экологической функции государство обеспечивает общественные интересы. Поэтому права и обязанности государства, его органов и должностных лиц совпадают, объединяясь термином «полномочия» .

§ 5
Возникновение, изменение и прекращение экологических правоотношений

Основаниями возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений являются юридические факты.

Юридические факты – это такие жизненные обстоятельства, с которыми нормы экологического права связывают возникновение, изменение или прекращение юридических отношений. Юридические факты вызывают наступление предусмотренных нормой юридических последствий.

Все юридические факты делятся на действия и события . Действия всегда являются осознанными и волевыми актами поведения людей. Они делятся на правомерные и неправомерные . Все действия классифицируются на юридические акты и поступки . Юридические акты – действия, которые направлены на достижение определенных юридических последствий. К примеру, согласно ст. 14 Закона об охране атмосферного воздуха выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха в порядке, определенном Правительством РФ. Юридическим актом в данном случае будет обращение лица – владельца стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха в уполномоченный государственный орган за разрешением.

Юридические поступки – это такие действия, которые независимо от намерения лица влекут возникновение юридических последствий, т. е. порождают, изменяют либо прекращают экологическое правоотношение. Например, намерение построить высокоскоростную магистраль Санкт – Петербург – Москва влечет необходимость проведения оценки воздействия на окружающую среду. До передачи материалов проекта на государственную экологическую экспертизу инициатор намечаемой деятельности обязан обеспечить согласование материалов с органов федерального надзора и контроля и органов местного самоуправления и получить их положительные заключения и (или) документы согласований.

В контексте обсуждения вопроса о действиях как формы юридических фактов, служащих основанием возникновения экологических правоотношений, важно обратить внимание на то, что необходимость их (действий) осуществления всеми субъектами экологического права, в том числе государства в лице уполномоченных органов, вытекает из закона. К примеру, одной из основных мер охраны окружающей среды является нормирование качества окружающей среды, требования которого предусмотрены Законом об охране окружающей среды. Определенные Правительством РФ уполномоченные государственные органы исполнительной власти обязаны обеспечить разработку и утверждение таких нормативов.

Характеризуется тем, что в нем любая социально значимая деятельность осуществляется на основе права и в соответствии со специально установленными предписаниями.

Правовые нормы закрепляют правила поведения людей в обществе, придавая тем самым этим правилам правовую форму, реализация которой носит название «правоотношение».

Определение 1

Правоотношением называется общественное отношение, стороны которого связаны субъективными правами и обязанностями, которые закрепляются в правовых нормах и обеспечиваются системой мер государственных гарантий и юридической ответственности.

Определение 2

Экологическими правоотношениями являются отношения между субъектами по поводу сохранения и восстановления природной среды, рационального использования природных ресурсов и предотвращения негативного воздействия на окружающую среду.

Существуют следующие виды правоотношение (рис. 1):

  1. Экологические правоотношения, которые складываются в сфере государственного регулирования экологопользования:
    • в сфере учета природных ресурсов;
    • в сфере разрешительной системы экологопользования;
    • в сфере контроля за экологопользованием;
    • в сфере государственной охраны режима экологического благополучия.
  2. Экологические правоотношения, которые складываются в сфере осуществления правомочий собственности на природные ресурсы:
    • по приобретению в собственность природных объектов;
    • по осуществлению собственником своих прав по эксплуатации земельного участка и расположенных на нем земельных ресурсов;
    • по прекращению права собственности на тот или иной природный объект.

Любое правоотношение, в том числе и экологическое, имеет следующие признаки:

  • означает юридическую связь между социальными субъектами;
  • возникает на основе норм права;
  • представляет собой связь между лицами посредством субъективных прав и юридических обязанностей;
  • является волевым отношением, потому что для того, чтобы оно возникло, необходима воля его участников;
  • охраняется государством и составляет основу государственного принуждения.

Независимо от сферы, в которой складываются экологические правоотношения, их можно подразделить на: материальные и процессуальные. Материальные экологические правоотношения возникают по поводу конкретных материальных объектов, которые находятся под эколого-правовой охраной.

Процессуальные экологические правоотношения возникают по поводу обеспечения порядка природоохранной деятельности.

Также экологические правоотношения делятся на: регулятивные и охранительные.

Для регулятивных отношений характерно то, что они складываются непосредственно в сфере осуществления природоохранительных мероприятий. К охранительным экологическим правоотношениям относятся отношения, связанные с применением ответственности за невыполнение установленных законодательством правил по охране окружающей природной среды.

Состав экологических правоотношений

Экологические правоотношения имеют следующий состав:

  • объект;
  • субъект;
  • содержание.

Объектом экологических правоотношений являются:

  • земли, недра, почвы;
  • поверхностные и подземные воды;
  • атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Субъектами экологических правоотношений являются: граждане, юридические лица, иностранные граждане, лица без гражданства, органы государственной власти РФ, субъекты РФ, органы местного самоуправления и должностные лица.

  • право на совершение определенного действия (бездействие);
  • право требовать определенного поведения от других субъектов правоотношений и право на защиту от неправомерного поведения.

Обязанностями субъектов экологических правоотношений являются предусмотренные законодательством меры надлежащего поведения, другими словами, обязанность совершения субъектами экологических правоотношений определенных действий, предусмотренных законом.

В сфере государственного регулирования природопользования В сфере осуществления правомочий собственности на природные ресурсы В сфере вещевых прав на землю и находящихся на ней природных ресурсов

  • учет природных ресурсов;
  • разрешительная система природопользования;
  • контроль за природопользованием;
  • охрана государством режима экологического благополучия  приобретение природных объектов;
  • осуществление своих правомочий по эксплуатации земельного участка и находящихся в них природных ресурсов;
  • прекращение права собственности на тот или иной природный объект право пожизненного наследуемого владения земельным участком и т.д.

Рисунок 1. Виды экологических правоотношений

Юридические факты

Замечание 1

Экологические правоотношения возникают, изменяются и прекращаются при наличии определенных обстоятельств, которые имеют юридическое значение и называются юридическими фактами.

Юридические факты делятся на следующие группы:

  • правоустанавливающие – к ним относятся действия и события, которые служат основанием для возникновения экологических правоотношений;
  • правоизменяющие – действия и события, влекущие за собой изменение сложившихся правоотношений;
  • правопрекращающие – действия и события, влекущие за собой прекращение экологических правоотношений.

Тема № 2. Нормы экологического права и экологические правоотношения

План:

1.1. Понятие экологических правоотношений их классификация

1.2. Субъекты экологических правоотношений.

1.3. Объекты экологических правоотношений.

1.4. Основания возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений.

Понятие экологических правоотношений их классификация

Правоотношение - это возникающее в соответствии с требованиями норм права общественное отношение, участники которого имеют субъективные права и юридические обязанности, гарантируемые государством.

Экологические правоотношения - это урегулированные нормами экологического права общественные отношения в сфере взаимодействия природы и общества по поводу охраны и восстановления окружающей среды, обеспечения рационального использования природных ресурсов и защиты права каждого на благоприятную окружающую среду.

Классификация экологических правоотношений в научных кругах осуществляется не однозначно. Автор предлагает следующую классификацию:

а) экологические правоотношения в сфере государственного регулирования природорользования;

б) экологические правоотношения в сфере осуществления правомочий собственности на природные ресурсы;

в) материальные и процессуальные экологические правоотношения;

г) регулятивные и охранительные экологические правоотношения.

Субъекты экологических правоотношений

Субъектами экологических правоотношений являются:

государство - в лице компетентного органа;

юридические лица;

физические лица, воздействующие на природную среду с целью ее потребления, использования, воспроизводства либо охраны;

хозяйствующие субъекты - предприятия, учреждения, организации, воздействующие на природную среду, в том числе граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также граждане, осуществляющие общее или специальное природопользование.

1) природопользователи - носители прав и обязанностей по рациональному использованию природных ресурсов и охране природной среды;

2) органы представительной и исполнительной власти, специально уполномоченные органы государства, имеющие право на регулирование использования природных ресурсов и на контроль за охраной природной среды;

3) общественные объединения экологического профиля;

4) органы судебно-прокурорского надзора, осуществляющие надзор за законностью экологических правоотношений.

Субъективное право - это мера дозволенного поведения, обеспечиваемая государством.

Юридическая обязанность - это мера должного поведения, обеспеченная государством.

Права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды закреплены в ст. 11 Закона, где указано, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Здесь же перечислены права и обязанности граждан. В частности, они имеют право :

создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;

принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;

выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;

обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

Граждане обязаны:

сохранять природу и окружающую среду;

бережно относиться к природе и природным богатствам;

соблюдать иные требования законодательства.

Общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право :

разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;

за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;

оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством Российской Федерации, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об обсуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды;

обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;

участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;

обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

организовывать и проводить в установленном порядке слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

организовывать и проводить в установленном порядке общественную экологическую экспертизу;

подавать в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, суд обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду;

предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

Общественные и иные некоммерческие объединения при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды.

1.3. Объекты экологических правоотношений .

Объектами экологических правоотношений являются природные объекты и комплексы, закрепленные ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды».

Основными объектами охраны окружающей среды остаются: земли, недра, почвы;

поверхностные и подземные воды;

леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;

атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию;

Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.

Право природопользования - это институт экологического права, который представляет собой систему норм, регулирующих использование природных ресурсов, совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов. Речь идет о праве по использованию природных объектов и ресурсов для определенных целей, что относится в основном к праву природоресурсному.

В зависимости от основания как критерия для классификации выделяются разные виды права природопользования. Наиболее распространенной в науке экологического права признают следующую классификацию права природопользования в зависимости от требования по наличию разрешительной документации: право общего природопользования и право специального природопользования.

Право общего природопользования представляет собой право использования природных ресурсов без получения разрешительных документов со стороны государства и иных уполномоченных лиц. Право специального природопользования представляет собой право использования природных ресурсов с обязательным получением соответствующих разрешительных документов. Так, к примеру, сбор грибов гражданами в лесу для личного пользования является общим правом природопользования, и для этого не требуется получения каких-либо документов, а вот использование земельного участка для строительства уже требует получения документов как на земельный участок, так и на возведение здания, строения, сооружения.

Существует еще одна распространенная классификация права природопользования в зависимости от использования природного объекта, природного ресурса: землепользование, лесопользование, недропользование, водопользование, пользование животным миром и т.д.

Можно выделить еще одну классификацию права природопользования. Так, общим критерием, объединяющим право природопользования отдельными природными ресурсами, является срок пользования ими. Таким образом, можно выделить постоянное право природопользования (без определенного срока) и срочное. Срочное делится на долгосрочное и краткосрочное. Выделяется также право ограниченного пользования чужим имуществом (сервитут). Так, существует лесной сервитут, водный сервитут, земельный сервитут.

Право природопользования тесно связано с понятием оборотоспособности природных ресурсов. В соответствии со ст. 129 Гражданского кодекса РФ оборотоспособностью является возможность объекта гражданского права свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому. Земля и другие природные ресурсы, согласно данной статье, могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Объединяющим показателем для природных ресурсов и объектов является также понятие изъятых из оборота или ограниченных в обороте природных ресурсов. Изъятие из оборота подразумевает невозможность прежде всего находиться в частной собственности, ограничение в обороте подразумевает наличие ограниченной возможности по совершению сделок и возможность находиться в частной собственности только при прямом указании на то в законе.

Большинство природных объектов и ресурсов, предоставляемых в пользование, относится к недвижимости. Так, в соответствии с п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Для недвижимости законодателем закреплено возникновение права только после осуществления государственной регистрации права на недвижимое имущество. Возникновение таких прав, ограничение этих прав, переход и прекращение права подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции. Указанные действия осуществляются в рамках специального Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".


Похожая информация.