Рациональное природопользование как основа экологической безопасности государства. Экологическая безопасность и охрана окружающей среды Экозащитная техника и технологии

Правовое обеспечение охраны окружающей среды и здоровья человека от воздействия загрязняющих веществ реализуется различными отраслями законодательства: конституционного, гражданского, уголовного, административного, здравоохранительного, природоохранительного, природоресурсного, а также нормативно-правовыми актами, международными конвенциями и соглашениями, ратифицированными Россией.

Конституция РФ является основным источником экологического права страны. Конституционные нормы - это основа развития всего законодательства, в том числе и экологического. В качестве источников экологического законодательства важное значение имеют конституционные нормы, устанавливающие свободное осуществление владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами их собственниками при соблюдении следующих условий:

  • ненанесение ущерба окружающей среде (ч. 2, 3 ст. 36 );
  • поощрение деятельности, способствующей экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию ;
  • право человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии (ст. 42 );
  • обязанность сохранять природу и окружающую среду (ст. 58 ).

В основе экологического законодательства лежит Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. . Впервые в истории российского законодательства данным законом провозглашается право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, авариями, катастрофами, стихийными бедствиями. Предприятия, учреждения, организации и граждане, причиняющие вред окружающей среде, здоровью и имуществу граждан загрязнением природной среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями, обязаны возместить ущерб в полном объеме.

Закон Российской Федерации от 30 марта 1999 г. регулирует отношения по обеспечению такого состояния здоровья и среды обитания людей (условия работы, учебы, быта, отдыха, проживания и т. п.), при которых отсутствует вредное влияние факторов среды на организм человека и созданы благоприятные условия для его жизнедеятельности. Основная ответственность за это возлагается на государство в лице законодательной и исполнительной власти. Однако закон исходит из того, что обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения - составная часть управленческой, социальной и производственной деятельности всех государственных органов, предприятий, общественных объединений. Закон возлагает на предприятия обязанность осуществления производственного, санитарного и экологического контроля с целью предотвращения загрязнения окружающей среды, обеспечения безопасных условий труда, выпуска продукции, не причиняющей вреда здоровью человека, предусматривает режим санитарной зоны и др.

Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 30 декабря 2001 г. предоставляет потребителю право на то, чтобы товары, работы, услуги при обычных условиях их использования, их хранении и транспортировки были безопасны для его жизни, здоровья, окружающей среды; устанавливает имущественную ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги).

Федеральный закон «Обэкологической экспертизе» от 19 июля 1995 г. направлен на реализацию конституционного права граждан России на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. определяет целенаправленную деятельность государства по формированию благоприятной среды обитания населения и предусматривает основные направления градостроительной деятельности: ее организацию с учетом состояния окружающей среды; экологически безопасное развитие поселений, городских округов, обеспечивающее реализацию прав граждан на укрепление здоровья, гармоничное физическое и духовное развитие; рациональное землепользование, охрану природы, ресурсосбережение, защиту территории от опасных техногенных процессов.

Основным законодательным актом, регулирующим отношения в сфере водопользования и сохранения водных объектов, является Водный кодекс Российской Федерации от 12 апреля 2006 г. .

В Российской Федерации до сих пор действует Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 2 апреля 1999 г. с изменениями, внесенными в 2004, 2005 и 2008 гг. . Однако этот Закон по некоторым положениям не согласуется с современным российским природоохранным законодательством и требует дальнейшей доработки.

Земельный кодекс Российской Федерации ставит своей задачей регулирование земельных отношений в целях рационального использования земель и их охраны, воспроизводства плодородия почв, сохранения и улучшения природной среды. Понятие «охрана земель» включает в себя в том числе и защиту земель от загрязнения отходами производства, химическими веществами.

Отдельные аспекты охраны окружающей среды и здоровья населения отражены в федеральных законах Российской Федерации «Основы лесного законодательства Российской Федерации», «О животном мире», «Об особо охраняемых природных территориях», «О континентальном шельфе», «О мелиорации земель», «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».

Административным кодексом Российской Федерации установлена административная ответственность за различные нарушения в области охраны окружающей среды: превышение нормативов ПДВ или временно согласованных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; превышение нормативов предельно допустимых вредных физических воздействий; выброс загрязняющих веществ в атмосферу без разрешения специально уполномоченных на то государственных органов и др. Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за экологические преступления.

К числу важнейших международных соглашений, ратифицированных Россией, относятся Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979 г.) и Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (1989 г.). В соответствии с Законом «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением» от 25 ноября 1994 г. Россия запретила импорт и транзит отходов, содержащих соединения свинца. Документы по предупреждению воздействия выбросов автотранспорта, работающего на этилированном бензине, появились в середине прошлого века. В 1947 г. Всесоюзной Госсанинспек- цией были утверждены «Правила по хранению, перевозке и применению этилированного бензина».

Плата за загрязнение взимается с природопользователей (предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц), независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду :

  • выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
  • сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ;
  • размещение отходов.

Базовые нормативы платы за выбросы и сбросы конкретных загрязняющих веществ определяются как произведение удельного экономического ущерба в пределах допустимых нормативов выбросов, сбросов на показатели относительной опасности конкретного загрязняющего вещества для окружающей природной среды и здоровья населения. Базовые нормативы платы за размещение отходов являются произведением удельных затрат на размещение единицы (массы) отходов IV класса токсичности на показатели, учитывающие класс токсичности отходов.

Экологическая безопасность личности, общества и государства является составной частью национальной безопасности, необходимым условием жизнедеятельности и регламентируется Законом РФ «Об экологической безопасности» (проект) . Практически любая намечаемая хозяйственная или иная деятельность представляет потенциальную опасность. Оценка воздействия на окружающую природную среду хозяйственной деятельности действующих объектов и объектов, намечаемых к строительству, предусмотрена ст. 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе»

Нерациональное природопользование отрицательно отражается на многих отраслях народного хозяйства, на качестве среды обитания человека, на составе животного и растительного мира. Для улучшения сложной экологической обстановки России потребуются многие годы, огромные финансовые средства и четкая программа действий. Для этих целей в России разрабатывается специальная долгосрочная программа «Экологическая безопасность России».[ ...]

Лицензия на комплексное природопользование выдается органами Минприроды России сроком на один год, но в ряде случаев право пользования ею может быть досрочно прекращено, если возникает угроза экологической безопасности населения. Лицензия имеет существенное значение не только как средство защиты окружающей среды, но и как один из способов регулирования природопользования.[ ...]

Успешное освоение дисциплины «Природопользование» и приобретение при этом соответствующих знаний и навыков будет способствовать повышению уровня профессиональной подготовки специалистов, что позволит им в дальнейшем не только объективно оценивать состояние окружающей природной среды и вред, наносимый ей тем или иным предприятием, но и квалифицированно проводить необходимые природозащитные мероприятия, в т. ч. обеспечивать выбор наиболее приоритетных и эффективных из них, определять требуемые объемы инвестиций и источники их поступлений, осуществлять свою управленческую и производственную деятельность с позиций стратегии экологической безопасности.[ ...]

Правовыми средствами обеспечения безопасности окружающей среды как системы действий по предотвращению возникновения, развития экологически опасных ситуаций и ликвидации их последствий, включая отдаленные, очевидно, являются нормирование качества окружающей среды, вредных воздействий на природу отдельными источниками, использования природных ресурсов, оценка воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, экологическая экспертиза, экологическое лицензирование, сертификация, регулирование режима экологически неблагополучных территорий, контроль, юридическая ответственность за экологические правонарушения и некоторые другие. Но все перечисленные средства суть именно правового механизма обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды.[ ...]

Управление охраной окружающей среды и природопользованием осуществляется как непосредственно Президентом РФ, так и структурами в его администрации. За время действия института президентства в России специальными структурами в администрации Президента были Советник Президента по вопросам экологии и охраны здоровья, Межведомственная комиссия по экологической безопасности Совета Безопасности РФ. Однако первая из названных структур упразднена.[ ...]

Часть 4 “Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды”. Включает разделы о природоохранном законодательстве РФ (нормативном обеспечении деятельности в области охраны окружающей среды, применяемых юрид. санкциях за нарушения природоохранного зак-ва), о деятельности органов государственного экологического контроля, гос. программах в области экологии, безопасности экологической, экономическом регулировании природопользования, мониторинге экологическом. Отдельными разделами выделена информация о международном сотрудничестве и межгосударственных экологических проблемах, применение достижений науки и техники в области охраны окружающей среды и обеспечения безопасности экологической, информационное обеспечение экологической деятельности, проблемы образования экологического и просвещения, а также вопросы деятельности общественных экологических движений.[ ...]

В соответствии с Конституцией РФ вопросы природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности относятся к совместному ведению федерации и ее субъектов (ст.72).[ ...]

Смежными составами преступлений в области природопользования и охраны окружающей среды следует считать те из них, которые выполняют экологические функции лишь при определенных обстоятельствах объективного порядка: отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140); регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170); терроризм (ст. 205); нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216); нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах (ст. 217); нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий (ст. 218); нарушение правил пожарной безопасности (ст. 219); незаконное обращение с радиоактивными материалами (ст. 220); хищение либо вымогательство радиоактивных материалов (ст. 221); незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта (ст. 234); нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236); нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст. 269); планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны (ст. 353); производство или распространение оружия массового поражения (ст. 355); применение запрещенных средств и методов ведения войны (ст. 356). Эти составы приобретают экологическое значение лишь тогда, когда в результате совершаемых противоправных действий нарушаются правила природопользования и причиняется вред окружающей среде.[ ...]

Международное сотрудничество России в области природопользования и охраны окружающей среды, которое становится все более активным и действенным, основывается на принципах и подходах, вытекающих из национальных задач страны и положений, изложенных в таких известных документах, как доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее», «Региональная стратегия охраны окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в странах - членах Европейской экономической комиссии ООН на период до 2000 г. и далее», «Итоговый документ венской встречи представителей государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе», «Повестка дня на XXI век» (принята на Бразильской конференции в Рио-де-Жанейро и подписана главами более чем 100 государств, в том числе России), а также в ряде других международно-правовых актах.[ ...]

Экологический паспорт предприятия и декларация безопасности промышленного объекта - относительно новые правовые формы информационного обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды.[ ...]

В праве окружающей среды обеспечение экологической безопасности видится в ряде аспектов. Оно может рассматриваться как один из основных принципов природопользования и охраны окружающей среды, в соответствии с которым любая экологически значимая деятельность, а также предусматриваемые в законодательстве и осуществляемые на практике природоохранительные меры должны оцениваться с позиций экологической безопасности.[ ...]

На основе выявленных особенностей стратегическая схема безопасного природопользования представляет цепь последовательных операций (см. рисунок, с. 183).[ ...]

Международное сотрудничество в области охраны природы и природопользования осуществляется обычно по схеме: проведение международных совещаний - заключение договоров - создание международных правительственных и неправительственных организаций - разработка и координация программ экологической безопасности.[ ...]

В соответствии с Федеративным договором и Конституцией РФ природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации. Нормативное правовое регулирование названных отношений осуществляют органы как законодательной, так и исполнительной ветвей власти субъектов РФ.[ ...]

Абдрахманов Р.Ф., Хафизов А.Р., Кутлияров Д.Н. Пути повышения безопасности водохранилищ Южного Урала // Природообустройство и рациональное природопользование - необходимые условия социально-экономического развития России: Сборникнауч. трудов, -М.:МГУП,2005.-Ч. 1, -С. 160-165.[ ...]

Органы местного самоуправления городов и районов, Департамент природопользования и экологической безопасности областного правительства, Областное управление лесами разработали программу лесопосадок на 2000-2005 гг.[ ...]

Научной основой всех мероприятий по обеспечению экологической безопасности населения и рациональному природопользованию служит теоретическая экология, важнейшие принципы которой ориентированы на поддержание гомеостаза экосистем и на сохранение экзистенционного потенциала.[ ...]

Так, основные направления действий по обеспечению экологически безопасного устойчивого развития в условиях рыночных отношений включают: совершенствование управления в области охраны окружающей среды, природопользования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; экологически обоснованное размещение производительных сил; экологически безопасное развитие сельского хозяйства, промышленности, энергетики, транспорта и коммунального хозяйства; неистощительное использование возобновимых и рациональное использование невозобновимых природных ресурсов; расширенное использование вторичных ресурсов, утилизацию, обезвреживание и захоронение отходов.[ ...]

Правительством России принят ряд решений по вопросам экологии и природопользования. Среди них цикл постановлений и распоряжений направлен на ликвидацию последствий чернобыльской аварии, обеспечение радиационной безопасности, социальную защиту населения, проживающего на радиоактивно загрязненных территориях.[ ...]

В какой степени обосновано выделение обеспечения экологической безопасности в качестве самостоятельного направления деятельности общества и государства? Каково содержание понятия «обеспечение экологической безопасности»? В каком соотношении это понятие находится с понятием «охрана окружающей среды»? Каков практический смысл введения нового Понятия и нового направления практической деятельности? Нельзя ли обеспечить так называемую экологическую безопасность в рамках природопользования и охраны окружающей природной среды? Если нет, то почему? И наконец, что произошло в России в 90-е гг., в связи с чем появилось основание для выделения общественных отношений по обеспечению экологической безопасности наряду с отношениями по охране окружающей среды? Для ответа на эти вопросы обратимся к упомянутому Федеральному закону «Об экологической безопасности».[ ...]

Организация охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на уровне субъектов Российской Федерации индивидуальна. Например, органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, в Москве является Департамент природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы, в Санкт-Петербурге - Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Администрации Санкт-Петербурга, в Ленинградской области - Комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области и т. д.[ ...]

Среди многих вышедших за последнее время учебных пособий по экологии, природопользованию, экологической безопасности и охране окружающей среды «Экология» Т.А. Акимовой и В. В. Хаскина занимает особое место. В ней объединены различные аспекты широкой совокупности сведений, которые сегодня в общественном понимании связаны с понятием экологии. Интеграция дисциплин осуществлена авторами по логике объективного развития экологических проблем. Расширенная интерпретация современной экологии выводит ее за обычные рамки специального учебного предмета и придает ей черты нового и чрезвычайно актуального мировоззрения.[ ...]

Главным требованием к производству служит обеспечение рациональности природопользования - применение таких способов использования природных ресурсов, которые взаимно экономически и экологически оправданны: предотвращают нарушения и загрязнения природной среды при оптимальных (минимальных) затратах на процесс. Поэтому системы экологической безопасности на предприятиях должны охватывать не только пространство рабочей зоны, но и всю территорию земельного отвода (при необходимости - прилегающую акваторию), места транспортировки и складирования продукции и отходов.[ ...]

К категории иных экологических прав человека относятся права в области природопользования и охраны окружающей среды, установленные в законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и ее субъектов. Примерами разновидности таких прав являются право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды (ст. 11 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды»), право граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации, на радиационную безопасность (ст. 22 Федерального закона «О радиационной безопасности населения»), право граждан на пребывание в лесах (ст. 65 Лесного кодекса РФ) и др.[ ...]

В книге рассмотрены общие вопросы охраны окружающей среды и рационального природопользования. Детально проанализированы антропогенные воздействия на окружающую среду, методы и технологии ее экологической реабилитации. Значительное внимание уделено созданию стройной системы охраны окружающей среды и управления природопользованием, экологическому праву и экологической безопасности человека. Книга может быть полезна специалистам-экологам, работникам природоохранных учреждений и экологических служб предприятий, а также аспирантам и студентам вузов специальностей «Экология», «Природопользование».[ ...]

Экологический контроль - составная часть системы регулирования и управления природопользованием. Экологический контроль предназначен для проверки соблюдения предприятиями, учреждениями, организациями и другими хозяйствующими объектами и гражданами экологических требований по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности общества.[ ...]

С учетом роли Госстандарта России в сертификации Главное управление экономики природопользования Минприроды в декабре 1993 г. вышло в Госстандарт с предложением о взаимодействии Госстандарта и Минприроды в работах по стандартизации, метрологии и сертификации в области регулирования использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и экологической безопасности продукции и технологических процессов.[ ...]

Анализ принятого Государственной Думой Федерального закона «Об экологической безопасности» убеждает, во-первых, в том, что он не определяет и не регулирует собственные четкие, конкретно выраженные отношения вне отношений по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, которые не охватывались бы Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды», природоресурсным законодательством. Во-вторых, он не предлагает какие-либо особые средства обеспечения экологической безопасности, отличные от правовых средств регулирования природопользования и охраны окружающей среды в целом. В основном он воспроизводит применяемые правовые природоохранительные меры. Представляется, что ни особых общественных отношений, ни особых мер обеспечения экологической безопасности просто не существует. Соответственно отсутствуют основания для выделения обеспечения экологической безопасности в самостоятельное направление деятельности в сфере взаимодействия общества и природы. Отсутствует и потребность в самостоятельном Законе об экологической безопасности. По изложенным причинам представляется некорректным выделение обеспечения экологической безопасности как предмета совместного ведения органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Федерации наряду с природопользованием и охраной окружающей среды в ст. 72 Конституции РФ.[ ...]

Правовые отношения в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, рационального природопользования определены в следующих действующих законах, которые условно можно разбить на четыре группы.[ ...]

Экологическое законодательство объединяет около 4000 нормативных актов по вопросам природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.[ ...]

За последние годы в области охраны окружающей природной среды, обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования были приняты законы, которые можно условно разбить на четыре группы (в скобках указан год последней редакции).[ ...]

Контроль экологический - система мероприятий, направленных на соблюдение правовых и иных норм природопользования с целью обеспечения экологической безопасности; принятие мер по предупреждению и реализации экологической ответственности за вред, причиненный окружающей среде и человеку.[ ...]

Рекомендуемая литература: Алексеев Б. Н., Юнак А. И. Повышение эффективности обеспечения экологической безопасности военной деятельности: проблемы совершенствования правового и экономического механизмов природопользования // Экологическое право. 2001. №2. С. 30-33; Бринчук М. М. Экологическое право (Право окружающей среды). С. 497-508; Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды в РФ в 1999 г. С. 362; Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2001 году». С. 328; Виноградов В. П. Деятельность Волжской межрегиональной прокуратуры по надзору за исполнением законодательства об охране окружающей природной среды // Экологическое право. 2001. №2.[ ...]

Санитарно-гигиенические нормативы - это качественно-количественные показатели, соблюдение которых гарантирует безопасные или оптимальные условия существования человека. В связи с высокой социальной значимостью охраны здоровья человека санитарно-гигиеническое нормирование в нашей стране было разработано и внедрено в практику управления природопользованием хронологически первым. Например, предельно допустимые гигиенические концентрации (ПДК) содержания в атмосферном воздухе первых 10 веществ были утверждены еще в 1951 г., тогда как национальные стандарты качества воздуха на содержание 6 веществ в США были приняты в 1980 г. Поэтому методологическая база гигиенического нормирования в настоящее время является теоретически обоснованной, методически проработанной и организационно оформленной.[ ...]

Положение о министерстве детально регулирует его функции в областях: а) реализации государственной политики в сфере природопользования и охраны окружающей среды, управления государственным фондом недр, управления использованием и охраной водного фонда, управления использованием, охраной, защитой лесного фонда, воспроизводством лесов и ведением лесного хозяйства, охраны окружающей среды. В каждом из названных подразделов указываются функции, полномочия и обязанности, устанавливаются пределы управления. Так, на министерство возложены функции: ведения ряда кадастров - месторождений и проявлений полезных ископаемых, отходов, водного, лесного, особо охраняемых природных территорий; государственной экологической экспертизы; лицензирования недро- и лесопользования, пользования объектами животного мира и других видов деятельности; мониторинга недр, водных объектов, животного и растительного мира; осуществления государственного экологического контроля и контроля за использованием и охраной недр, водных объектов, лесного фонда, лесов и древесно-кустарниковой растительности, не входящей в лесной фонд, охраны атмосферного воздуха, в пределах компетенции - охраны объектов животного мира и среды их обитания, использования и охраны земель, контроля за соблюдением природоохранных требований при обращении с отходами (кроме радиоактивных). Далее, министерство наделено полномочиями по обеспечению в пределах своей компетенции охраны морской среды, ее природных ресурсов, сохранения биоразнообразия, соблюдения норм экологической безопасности во внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ. На это же министерство возложены управление системой особо охраняемых природных территорий и ведение Красной книги РФ.[ ...]

В Сосновом Бору сбор информации осуществляется в плановом режиме и по запросу с семи датчиков, имеющих также выход в отдел природопользования и экологической безопасности мэрии г. Сосновый Бор, табло непрерывного круглосуточного наблюдения в приемной мэра города и у дежурного пожарной охраны. Свои маршруты имеются в центре Государственного санитарно-эпидемиологического надзора ЦМСЧ-38, поддерживаемого в научно-практическом отношении НИИ промышленной и морской медицины (г. Санкт-Петербург). Плановую работу осуществляет Инспекция Госатомнадзора России. Вспомогательными являются объектовые системы Ленспецкомбината «Радон» и Научно-исследовательского технологического института (НИТИ), также имеющие свои средства оперативного и лабораторного контроля. Следует заметить, что СЗЗ всех радиационно-опасных предприятий совмещены, как и ответственность за нарушения экологического законодательства. Радиоактивность объектов природной среды обследуется лабораторией экологических исследований НПО «Радиевый институт имени В.Г.Хлопина» и отделом радиационной безопасности НИТИ различными методами, в числе которых: аэро-гамма-съемка, автомобильная у-съемка, постоянный отбор проб аэрозолей приземного воздуха, растительности, почв, снега, воды.[ ...]

Специфическое содержание имеет принцип «зонирования». В связи с задачами охраны окружающей среды, правовым регулированием природопользования и обеспечения экологической безопасности населения и территорий этот принцип реализуется следующим образом: а) установление зон чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия; б) установление охранных зон для отдельных объектов окружающей среды (водоохранных зон, зон (округов) горно-санитарной охраны и т. п.); в) зонирование внутри особо охраняемых территорий (например, зоны Байкальской природной территории); г) зонирование при осуществлении градостроительной деятельности, которое в соответствии с Градостроительным кодексом РФ от 7 мая 1998 г. называется территориальным зонированием (здесь выделяют строительное зонирование, т. е. разделение территории с целью применения различных типов застроек в зависимости от плотности, размещения объектов и этажности, а также функциональное зонирование, используемое при регулировании развития территорий города).[ ...]

Составленная ландшафтно-морфологическая карта является многолетней научной основой ведения разнонаправленного хозяйства и природопользования на данной территории. Она является основой мониторинга состояния, использования лесов и лесных земель. На ее основе можно вести непрерывную оценку и инвентаризацию природных ресурсов: земельных, воздушных, водных, растительных и животных. При пользовании смысловой контурной основой карты становится возможным быстрое и оперативное составление серии производных тематических карт, необходимых для ведения безопасного для природы рационального хозяйства.[ ...]

Структура Единой государственной системы экологического мониторинга должна строиться с учетом задач, решаемых по управлению безопасностью и риском на федеральном, региональном и местном уровне. Она должна быть рассчитана на возможность широкого обмена информацией на всех уровнях, а также информационное и аналитическое обеспечение подготовки и принятия управленческих решений по вопросам охраны окружающей среды, рационального природопользования и экологической безопасности.[ ...]

Подобная точка зрения составляет основу для вывода автора об отсутствии социальных потребностей в издании самостоятельного Закона об экологической безопасности и выделении обеспечения экологической безопасности как предмета совместного ведения органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Федерации наряду с природопользованием и охраной окружающей среды.[ ...]

Стандартизацию Закон РФ от 10 июня 1993 г. «О стандартизации» определяет как деятельность по установлению норм, правил и характеристик (требований) в целях обеспечения: а) безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; б) качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии; в) единства измерений; г) экономии всех видов ресурсов; д) безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций. Соответственно, экологическая стандартизация может быть определена как установление в стандартах требований по рациональному природопользованию и охране окружающей среды.[ ...]

По современным взглядам экологическая экспертиза является важнейшим направлением реализации государственной экологической политики, одной из главных функций управления природопользованием и играет важную роль в обеспечении экологической безопасности на федеральном, региональном, территориальном и местном уровнях. Ее цель состоит в определении экологической обоснованности, эффективности и достаточности намечаемых и принимаемых мер по обеспечению экологической безопасности экспертируемого объекта для окружающей среды, а также персонала этого объекта и установление в конечном счете соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и допустимости этой деятельности. При этом учитываются социальные, экономические и иные условия и последствия функционирования объектов экологической экспертизы.[ ...]

Первоначально для каждого предприятия - объекта повышенной экологической опасности - необходимо разработать комплексную программу развития производства, обеспечивающую рациональное и безопасное природопользование в течение всего периода эксплуатации предприятия и после его закрытия. Далее решается задача по оптимизации развитая вспомогательных и сопутствующих добыче угля производств, исходя из минимума затрат и оптимальной природоохранной и природооздоровительной программы для региона в целом.[ ...]

Как уже отмечалось, ст. 72 Конституции к предметам совместного ведения относит вопросы: владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничения государственной собственности; природопользования; охраны окружающей среды и экологической безопасности и др. Субъектами права государственной собственности на земельные участки являются: Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования. В соответствии с Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю» от 17 июля 2001 г. это право возникает с момента государственной регистрации, основанием которой являются акты Правительства РФ об утверждении перечня земельных участков - объектов государственной деятельности и вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.[ ...]

Дальнейшее научное осмысление стратегии управления плодородием привело к выводу о том, что требуется более глубокая систематизация для получения целостной картины, а принципы «гибкого управления» земельными ресурсами важны для безопасного природопользования. Характер данных, их количество со временем будут уточняться, поэтому систематический мониторинг территории облегчит осуществление необходимых изменений, но при этом следует придерживаться трех моментов для корректировки стратегии безопасного природопользования: точность и полнота информации (социо-эколого-экономического характера); оценка эффективности решений относительно зон землепользования, допустимых и предпочтительных типов использования, рекомендуемых норм, процесса внесения поправок; последовательность осуществления политики землепользования.[ ...]

Авторы настоящего издания рассматривают экологическое право и как отрасль права, и как отрасль науки, и как учебную дисциплину. В работе на основании анализа основных теоретических положений науки экологического права раскрывается механизм природопользования и охраны окружающей природной среды, выявляется взаимообусловленность экологической безопасности личности, общества, государства и различных видов безопасности хозяйственно-производственных объектов, даются основные определения экологического права, анализируется федеральное законодательство и иные нормативные акты органов государственной власти. В связи с последним следует заметить, что экологическое законодательство не кодифицировано и носит комплексный характер. Поэтому, изучая темы курса, следует иметь в виду, что к регулируемым общественным отношениям одновременно применяются правовые нормы различных отраслей законодательства.[ ...]

Если по другим технологическим мероприятиям (например, объемам бурения, технологическим условиям сепарации нефти и др.) позиции в ТЗ сформулированы достаточно четко, то по природоохранным мероприятиям - весьма расплывчато. Например, отсутствует информация о том, каким образом будут проведены природоохранные мероприятия при вовлечении в землепользование зон приоритетного природопользования; какой экономический и экологический ущерб будет нанесен ОС и местному населению; какова экологическая и промышленная безопасность мероприятий, включенных в ТЗ; что такое особые требования по ООС и недр; при каких условиях эксплуатации природных и других видов ресурсов они возникают и почему они особые. Неясно, какие другие возможные ограничения возникают при составлении технологической схемы разработки месторождения. При такой постановке вопроса под ограничения можно подвести практически любой вид природопользования в процессе добычи и подготовки нефти, а также другие виды деятельности.[ ...]

Учебник «Экология» написан для студентов вузов, обучающихся по техническим направлениям и специальностям и соответствует требованиям действующего Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и программе, рекомендованной Минобразования России. Он может быть использован и для преподавания курса «Охрана окружающей среды», а также в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности человека» (раздел «Безопасность жизнедеятельности в природной среде»). Такой учебник необходим, ибо решение вопросов охраны окружающей среды, рационального природопользования и устойчивого развития в XXI в. требуют всеобщей экологической грамотности, экологизации всей науки, в том числе и ее технических направлений.[ ...]

Экологический менеджмент является той концепцией, которая на практике помогает осуществить переход к управлению, ориентированному на устойчивое развитие. Решение новой задачи возможно при сращивании научных идей и способов их реализации. С экономических позиций решается проблема достижения максимального эффекта при минимизации затрат. Инструментом постепенно происходящего перехода к новой модели безопасного природопользования становится экологический менеджмент - совокупность принципов, методов, форм и средств организации и рационального управления безопасного природопользования, охраной окружающей среды и экологической безопасностью человеческой деятельности на всех уровнях управленческой иерархии: от предпринимателя и предприятия до государства и международного сообщества в целом.

83. Стратегическими целями обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования являются:

сохранение и восстановление природных систем, обеспечение качества окружающей среды, необходимого для жизни человека и устойчивого развития экономики;

ликвидация экологического ущерба от хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата.

84. На состояние экологической безопасности негативное влияние оказывают истощение запасов минерально-сырьевых, водных и биологических ресурсов, в том числе в результате неэффективного и "хищнического" природопользования, преобладание в экономике добывающих и ресурсоемких отраслей, большой удельный вес теневой экономики в сфере использования природных ресурсов, наличие экологически неблагополучных территорий, характеризующихся высокой степенью загрязнения и деградации природных комплексов. Проблемы в области экологии обостряются в связи с наличием значительного количества экологически опасных производств, нехваткой мощностей по очистке атмосферных выбросов, промышленных и городских сточных вод, по обработке, обезвреживанию, утилизации, размещению и переработке твердых отходов производства и потребления, а также в связи с загрязнением окружающей среды, вызванным трансграничным переносом токсичных веществ, возбудителей инфекционных заболеваний и радиоактивных веществ с территорий других государств. Усилению действия этих факторов способствует недостаточная эффективность государственного контроля за состоянием окружающей среды и соблюдением экологических нормативов хозяйствующими субъектами, а также низкий уровень экологического образования и экологической культуры населения.

85. Достижение стратегических целей экологической безопасности и рационального природопользования осуществляется путем формирования и реализации долговременной государственной политики, направленной на защиту и воспроизводство природно-экологического потенциала Российской Федерации, повышение уровня экологического образования и экологической культуры граждан.

86. В целях противодействия угрозам в области экологической безопасности и рационального природопользования органы государственной власти и органы местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества принимают меры, направленные:

на стимулирование внедрения инновационных технологий и развития экологически безопасных производств;

на развитие индустрии утилизации и вторичного использования отходов производства и потребления;

на создание удовлетворяющих современным экологическим стандартам полигонов для размещения, утилизации и переработки твердых отходов производства и потребления;

на строительство и модернизацию очистных сооружений, а также внедрение технологий по снижению объема выбросов вредных веществ и сточных вод;

на повышение технического потенциала и оснащенности сил, участвующих в мероприятиях по предотвращению и ликвидации негативных экологических последствий техногенных катастроф и иных чрезвычайных ситуаций;

на ликвидацию вредных последствий антропогенного воздействия на окружающую среду, а также на реабилитацию территорий и акваторий, загрязненных в результате такого воздействия, в том числе при осуществлении военной деятельности;

на минимизацию ущерба, причиняемого окружающей среде при разведке и добыче полезных ископаемых, и рекультивацию нарушенных земель;

Экологическое законодательство в той или иной степени рассматривалось в предыдущих главах. Данный параграф служит для рассмотрения всех нормативных актов, принятых в области экологии в Российской Федерации в логической последовательности.

Важным инструментом, используемым государством в интересах сохранения и рационального использования окружающей среды, является экологическое право, т.е. отрасль права, которая регулирует общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы. В связи с резким обострением экологических проблем на современном этапе роль экологического права и в целом административно-правового направления постоянно растет.

Источниками экологического права являются следующие правовые документы:

  • 1) конституция;
  • 2) законы и кодексы в области охраны природы;
  • 3) указы и распоряжения Правительства РФ по вопросам экологии и природопользования; правительственные природоохранные акты;
  • 4) нормативные акты министерств и ведомств;
  • 5) нормативные решения органов местного самоуправления.
  • 1. Конституционные основы охраны окружающей среды закреплены в Конституции РФ, принятой 12.12.1993. Конституция РФ провозглашает право граждан на землю и другие природные ресурсы, закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду (экологическую безопасность) и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью.

Конституция РФ определяет также организационные и контрольные функции высших и местных органов власти по рациональному использованию и охране природных ресурсов, устанавливает обязанности граждан по отношению к природе, охране ее богатств.

2. Законы и кодексы в области охраны окружающей среды составляют природно-ресурсную и природоохранную правовую основу. Кодексы определяют все виды деятельности по отношению к объекту кодекса и меры административной и уголовной ответственности за нарушение законодательства в отношении данных объектов.

Земельный кодекс (от 25.10.2001 № 136-ФЗ) включает главу 2 «Охрана земель», в которой регулируются вопросы предотвращения и ликвидации загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель. В главе 6 ст. 42 Кодекса в обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков, вменено «не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы». Кодекс регламентирует также куплю-продажу земель и совершение других земельных сделок.

В Лесном кодексе (от 04.12.2006 № 200-ФЗ) глава 3 посвящена охране и защите лесов, в ст. 53 (п. 53.1-53.8) рассмотрены вопросы охраны лесов от пожара, порядок мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, глава 4 посвящена воспроизводству лесов и лесоразведению.

Водный кодекс (от 03.06.2006 № 74-ФЗ) содержит систему мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов. В данную систему входят основные требования охране водных объектов, болот, ледников от загрязнения и засорения; охране подводных водных объектов; использованию, охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных в водоохранных зонах; дано определение особо охраняемым водным объектам.

Систему экологического законодательства возглавляет Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В вопросах охраны окружающей среды нормы других законов не должны противоречить Конституции РФ и данному законодательному акту.

В этом Федеральном законе отражены следующие вопросы в области охраны окружающей среды:

  • ? общие положения;
  • ? основы управления в области охраны окружающей среды;
  • ? права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих организаций;
  • ? экономическое регулирование;
  • ? нормирование;
  • ? оценка воздействий на окружающую среду и экологическая экспертиза;
  • ? требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
  • ? зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций;
  • ? природные объекты, находящиеся под особой охраной;
  • ? государственный мониторинг окружающей среды;
  • ? контроль в области окружающей среды (экологический контроль);
  • ? научные исследования;
  • ? основы формирования экологической культуры;
  • ? ответственность за нарушение законодательства;
  • ? международное сотрудничество.
  • ? заключительные положения.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» формирует экологические требования не к природным ресурсным объектам земля, недра, воды и т.д., а непосредственно к предприятиям, организациям и гражданам, обязывая их принимать эффективные меры по охране природы, рациональному воспроизводству и использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды и обеспечению экологической безопасности человека.

В ФЗ «Об охране окружающей среды» также определены понятия «экологический риск» и «экологическое страхование».

Экологический риск - вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

Экологическое страхование осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков. В экологическом страховании объектом страхования является риск гражданской ответственности, выражающийся в предъявлении страхователю имущественных претензий физическими или юридическими лицами в соответствии с нормами гражданского законодательства о возмещении ущерба за загрязнения земельных угодий, водной среды или воздушного бассейна на территории действия конкретного договора страхования. Страховое событие (случай) - внезапное, непреднамеренное нанесение ущерба окружающей природной среде в результате аварий, приведших к выбросу загрязняющих веществ в атмосферу, к загрязнению земной поверхности, сбросу сточных вод.

Экологическое страхование в Российской Федерации осуществляется в соответствие с законодательством РФ. Минприроды России (03.12.1992 № 04-04/72-6132) и Российской государственной и страховой компанией (20.11.1992 № 22) утверждено «Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования в Российской Федерации».

Правовые основы охраны атмосферного воздуха отражены в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а также в Законе от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Федеральный закон от 09.01.1996 № З-ФЗ «О радиационной безопасности населения» провозглашает принцип приоритета здоровья человека и сохранения природной среды при практическом использовании и эксплуатации объектов ионизирующих излучений. Правовая защита людей, вовлеченных в сферу использования ядерных и радиационных установок, радиоактивных веществ и др., гарантируется данным законом. В случае радиационной аварии закон гарантирует возмещение ущерба здоровью и имуществу граждан, законом устанавливается также компенсация за повышенный риск, связанный с проживанием вблизи ядерных и радиационных установок, в виде улучшения социально-бытовых условий населения и др.

Закон РФ от 22.02.1992 № 2395-1 «О недрах» устанавливает правовые отношения при изучении, использовании и охране недр. К числу эколого-правовых нарушений, затрагивающих недра как часть природной среды, закон в первую очередь относит их загрязнение.

Закон РФ от 24.04.95 № 52-ФЗ«0 животном мире». В нем содержатся эколого-правовые и административные нормы с учетом новых экономических отношений. Согласно закону к эколого-правовым нарушениям отнесены: незаконный лов рыбы, уничтожение редких и исчезающих животных и др.

Важнейшие экологические требования отражены также в законах РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и др.

Федеральный закон от 19.07.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан РФ на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

3. Указы и распоряжения Правительства РФ затрагивают широкий круг экологических вопросов. Распоряжением Правительства РФ от 18.12.2012 № 2423-р утверждены «Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года». Разработка Основ обусловлена необходимостью обеспечения экологической безопасности при модернизации экономики и в процессе инновационного развития.

Стратегической целью государственной политики в области экологического развития является решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Основными принципами государственной политики в области экологического развития являются: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях устойчивого развития и обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; приоритетность сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов и т.д.

К основным задачам в области экологического развития относятся следующие задачи: формирование эффективной системы управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, предусматривающей взаимодействие и координацию деятельности органов государственной власти; совершенствование нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности; обеспечение экологически ориентированного роста экономики и внедрения экологически эффективных инновационных технологий; предотвращение и снижение текущего негативного воздействия на окружающую среду; восстановление нарушенных естественных экологических систем; обеспечение экологически безопасного обращения с отходами; сохранение природной среды, в том числе естественных экологических систем, объектов животного и растительного мира; совершенствование системы государственного экологического мониторинга (мониторинга окружающей среды) и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также изменений климата; формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания; развитие международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

В данном постановлении также были сформулированы основные механизмы реализации государственной политики в области экологического развития.

Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 326 утверждена государственная программа РФ «Охрана окружающей среды на 2012-2020 годы».

Государственная программа разработана Минприроды России и направлена:

  • ? на снижение общей антропогенной нагрузки на окружающую среду на основе повышения экологической эффективности экономики;
  • ? сохранение и восстановление биологического разнообразия России;
  • ? повышение эффективности функционирования системы гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды;
  • ? организацию и обеспечение работ и научных исследований в Антарктике.

Программа включает следующие подпрограммы:

  • ? Регулирование качества окружающей среды;
  • ? Биологическое разнообразие России;
  • ? Гидрометеорология и мониторинг окружающей среды;
  • ? Организация и обеспечение работ и научных исследований в Антарктике;
  • ? Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 годы;
  • ? Охрана озера Байкал;
  • ? Социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы.

Распоряжением Правительства РФ от 04.12.2014 № 2462-р утвержден комплекс первоочередных мероприятий, направленных на ликвидацию последствий загрязнения и иного негативного воздействия на окружающую среду в результате экономической и иной деятельности.

Экологическое нормирование определяется:

  • ? Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
  • ? постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 182 «О порядке установления и пересмотра экологических и гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух и государственной регистрации вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ»;
  • ? постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 № 469 «О Порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей».
  • 4. Нормативные акты природоохранительных министерств и ве- Эсшстбиздаются по самым разнообразным вопросам рационального использования и охраны окружающей среды, в виде постановлений, инструкций, приказов и т. д. Они считаются обязательными для других министерств и ведомств, физических и юридических лиц.

Нормативные решения местных административных органов дополняют и конкретизируют действующие нормативно-правовые акты в области охраны окружающей среды.

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Что регулирует экологическое право, какие источники данная отрасль права включает?
  • 2. Какие права человека в области экологического права закреплены Конституцией РФ?
  • 3. Перечислите кодексы РФ и основные вопросы по охране окружающей среды, рассматриваемые в данных кодексах.
  • 4. Какие вопросы в области охраны окружающей среды рассматривает Федеральный закон «Об охране окружающей среды»?
  • 5. Что является стратегической целью государственной политики в области экологического развития России?

Правовая система охраны окружающей среды представляет собой совокупность установленных государством правовых норм и возникающих в результате их реализации правоотношений, направленных на выполнение мероприятий по сохранению естественной среды, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей человека жизненной среды в интересах настоящего и будущих поколений. Это система государственных мероприятий, закрепленных в праве и направленных на сохранение, восстановление и улучшение благоприятных условий, необходимых для жизни людей и развития материального производства.

Источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения.

К источникам экологического права можно отнести следующие виды документов (расположены по юридической силе):

  • федеральные конституционные законы;
  • федеральные законы, кодексы, основные положения;
  • законы субъектов Федерации (конституции/уставы субъектов РФ, законы субъектов РФ);
  • подзаконные нормативные акты;
  • указы и распоряжения Президента;
  • постановления и распоряжения Правительства;
  • акты отдельных ведомств, министерств, комитетов, под которыми понимаются приказы, инструкции, положения, принимаемые в пределах компетенции данных исполнительных органов;
  • акты местных органов власти и управления в форме решений, распоряжений, постановлений;
  • локальные нормативные акты - это нормативные предписания в форме приказов, распоряжений, положений, правил, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения или организации.

Конституция РФ устанавливает общепризнанные принципы и нормы экологического права, закрепляет основополагающие права, обязанности и иные требования, составляющие базу для всего российского законодательства:

  • ст. 9. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности;
  • ст. 42. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением;
  • ст. 58. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;
  • п. «к» ст. 72. Земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Роль федеральных конституционных законов (ФКЗ) заключается в прямой реализации конституционных положений, они регулируют наиболее важные сферы деятельности (по юридической силе ФКЗ выше ФЗ).

Федеральные законы (ФЗ) принимаются по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. Федеральные законы, наряду с кодексами в системе законодательства РФ, занимают одинаковую позицию, в связи с чем по юридической силе они равны. Федеральных законов и кодексов, регулирующих отношения в области охраны окружающей среды и природопользования, достаточно много:

  • Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 г. № 200-ФЗ ;
  • Земельный кодекс от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ ;
  • Водный кодекс от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ ;
  • Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ;
  • Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ;
  • Федеральный закон от 24.04.1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» ;
  • Федеральный закон от 14.03.1995 г. № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» ;
  • Федеральный закон от 23.02.1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» ;
  • Федеральный закон от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» ;
  • Федеральный закон от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» ;
  • Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и др.

В соответствии с Конституцией РФ природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов федерации. Нормативное правовое регулирование названных отношений осуществляют органы как законодательной, так и исполнительной ветвей власти субъектов РФ.

Субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды с учетом политических, социально-экономических, природно-климатических, экологических, исторических и иных особенностей регионов.

Принципиально важное правило закреплено в ч. 5 ст. 76 Конституции РФ: законы и иные нормативные правовые акты субъектов федерации, принятые по предметам совместного ведения, не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Это правило служит достижению целей:

Обеспечения единообразного правового регулирования

общественных отношений в той или иной сфере;

Обеспечения правопорядка в стране.

Если же имеется противоречие между федеральным законом и нормативным актом субъекта РФ, принятым по предметам собственного правового регулирования, то применяется акт субъекта федерации.

Нормативные правовые акты принимаются субъектами РФ в разных формах. Законодательные акты принимаются в форме уставов (например, Устав Архангельской области), кодексов (например, Земельный кодекс Республики Карелия, Экологический кодекс Республики Башкортостан), законов (например, от 23.06.2005 г. № 66-4-03 «Об ООС на территории Архангельской области»).

Органы исполнительной власти принимают указы, постановления, распоряжения.

При характеристике источников права окружающей среды, создаваемых федеральными органами исполнительной власти РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ, важно упомянуть соглашения о взаимной передаче части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам. Возможности развития договорных отношений между указанными органами предусмотрены ст. 78 Конституции РФ. Такие отношения развиваются довольно активно, в том числе в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Они служат не только средством достижения целей оптимального решения экологических задач с учетом национальных и региональных условий, но и обеспечения политической стабильности в стране.

Подзаконные нормативно-правовые акты обеспечения экологической безопасности издаются компетентными органами или должностными лицами государства на основании и во исполнение законов и содержат юридические нормы. По своему содержанию подзаконные акты, как правило, являются актами различных органов исполнительной власти.

Согласно ст. 90 Конституции РФ Президент РФ принимает акты в форме указов и распоряжений (указы и распоряжения Президента РФ). Источниками экологического права являются те из них, которые устанавливают нормы права, т. е. правила общего характера, модель поведения. Указы и распоряжения главы государства обязательны для исполнения на всей территории России. Как подзаконные акты, они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. В целом Президентом РФ принимается значительное число указов и распоряжений в сфере взаимодействия общества и природы. Круг отношений, регулируемых нормативными правовыми актами Президента, весьма широк. Например:

  • Указ Президента РФ от 03.06.1996 г. №803 «Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации» (4.4. Региональная политика в сфере обеспечения экологической безопасности) ;
  • Указ Президента РФ от 04.02.1994 г. № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» и др.

Согласно ст. 115 Конституции РФ Правительство издает постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ (постановления и распоряжения Правительства РФ). Правительство принимает свои акты, создавая источники экологического права, если это предусмотрено в законе или указе Президента или если это необходимо для выполнения возложенной на Правительство функции.

В качестве примера можно привести Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 г. № 344 (ред. от 24.12.2014 г.) «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления» .

В пределах своей компетенции министерства и ведомства вправе принимать обязательные для исполнения акты (нормативные акты министерств и ведомств (постановления, приказы, инструкции, положения, указания, решения коллегий и др.)). При этом акты специально уполномоченных государственных органов в области природопользования и охраны окружающей среды, наделенные неведомственной компетенцией, являются обязательными для других министерств и ведомств, юридических и физических лиц, общественных объединений. Акты министерств и ведомств, осуществляющих отраслевое управление, обязательны для исполнения в пределах соответствующей отрасли.

Министерство природных ресурсов и экологии РФ и другие специально уполномоченные государственные органы в области природопользования и охраны окружающей среды приняли обширный массив ведомственных нормативных правовых актов.

Важную роль в качестве источников экологического права играют нормативные акты, принимаемые специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды в соответствующих сферах:

В части выполнения экологических требований при проектировании строительства - Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству(Росстрой).

На местном уровне большое значение имеют нормативные правовые акты органов местного самоуправления. Согласно ст. 7 Закона «Об охране окружающей среды» полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, определяются в соответствии с федеральными законами. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к ведению местного самоуправления отнес принятие и изменение уставов муниципальных образований, обеспечение санитарного благополучия населения, регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований, благоустройство и озеленение территории, организацию утилизации и переработки отходов, участие в охране окружающей среды.

Локальными называются нормативные акты, которые принимаются на предприятиях и становятся источниками экологического права при условии, что они санкционированы государством. Локальные акты подразделяются на акты общего и специального характера.

К локальным актам общего характера относятся уставы предприятий, коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка. В уставах, например, содержатся нормы относительно правового режима имущества и земли, организации управления, включая сферу природопользования и охраны окружающей среды.

Специальные локальные акты - это планы организационно-технических мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, должностные инструкции и др. Действие эколого-правовых норм, содержащихся в локальных нормативных актах, ограничено рамками предприятия.

Правовой обычай (исторически сложившийся источник права и правило поведения) имеет большое практическое значение в регулировании использования природных ресурсов в контексте традиционного природопользования. Так, Конституция РФ (ст. 72) выделяет защиту исконной среды обитания малочисленных этнических общностей как самостоятельный предмет ведения. Регулирование отношений по использованию природных ресурсов с учетом традиционного природопользования предусматривается Водным кодексом РФ (ст. 66), Лесным кодексом РФ (ст. 124), Федеральным законом «О животном мире» (ст. 9, 48, 49). Таким образом, обычай как источник права применяется на практике.