Государственные правоохранительные органы рф. Образовательный портал - все для студента юриста

Вопрос № 2. Понятие, система и общая характеристика правоохранительных и судебных органов Российской федерации.

Правоохранительные органы - специально созданные государством структуры, основной задачей которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с правонарушениями и их предупреждение.

4. Вправе применять от имени государства меры принуждения.

Правоохранительные органы:

1. Судебные органы (Конституционный суд РФ, Конституционные и Уставные суды субъектов, Федеральные суды общей юрисдикции, Федеральные Арбитражные суды, Мировые судьи) ;

2. Органы, осуществляющие организацию, материальное и финансовое обеспечение судов (Верховный суд, Суд. Департамент при Верховном суде);

3.Органы прокуратуры;

4.Органы предварительного расследования (Органы Дознания и Предварительного Следствия);

5.Органы внутренних дел (полиция);

6.Органы исполнительной власти в сфере юстиций (Фед. служба судеб. приставов, Фед. служба исполн. наказаний, Фед. регистрационная служба);

7.Органы обеспечения безопасности страны (Совет безопасности РФ, ФСБ, Органы службы внеш. разведки, Органы федерал. службы охраны, Таможня, Налоговая служба);

8.Уполномоченный по правам человека;

9.Органы, оказывающие юридическую помощь (адвокатура, нотариат, частные детективные и охранные службы).

Вопрос № 3. Общая характеристика и классификация нормативных правовых актов о правоохранительных органах и их деятельности. СТР 18

Правовой акт – один из основных источников права, представляет властное предписание органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, которое устанавливает, изменяет или отменяет правовые нормы (правила поведения)

Деятельность ПО основывается на НПА, которые регламентируют структуру ПО, их полномочия, принципы и порядок деятельности.

Классификация по юридической силе

2. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ

5. Указы Презид

6. НПА субъектов РФ

7. Подзаконные нормативные акты

8. Официальные акты высших судебных органов

Вопрос № 4. Понятие и признаки судебной власти

Судебная власть – это предоставленная судам, как специальным органа государства полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализации этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства.



Признаки судебной власти:

1. Судебная власть – вид государственной власти. Она – одна из трех.

2. Судебная власть осуществляется только специальными государственными органами – судами.

3. Исключительность судебной власти. Никакие другие органы и лица, кроме суда и судей, не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

4. Единство судебной власти . Исчерпывающий перечень судов установлен Конституцией РФ и Законом о судебной системе. Изменение его возможно только на основе изменения этих актов.

5. Независимость, самостоятельность и обособленность судной власти. При выполнении своих функций суды подчиняются только Конституции РФ и закону. Вмешательство влечет за собой уголовную ответственность.

6. Судебная власть осуществляется путем судопроизводства (форма реализации судебной власти),

7. Процессуальный порядок деятельности . регулирующий правила судебной процедуры, является важной гарантией законности деятельности судебной власти, обоснованности и справедливости судебных решений.

8. Подзаконность судебной власти

9. Обязательность постановлений судебной власти .

10. Народное представительство в осуществлении судебной власти.

Вопрос № 5. Суд как орган судебной власти: понятие, виды, порядок создания и упразднения

СТР 39

Суд – специально созданный орган государственной власти, осуществляющий судебную власть путем отправления правосудия при рассмотрении гражданских, уголовных и иных дел в процесс.порядке

Все суды подразделяются на федеральные и суды субъектов Российской Федерации. Порядок образования и деятельности федеральных судов устанавливается на основе Конституции РФ федеральными конституционными законами, а судов субъектов Федерации – с учетом федерального законодательства законами субъектов РФ.



1. Федеральные суды :КС, ВС ,.

Суды общей юрисд.: кассационные, апелляц, верх суды республик краев и тд, районные.

Специализ(пока нет)

Военные(президиум окружного(флотского)в.с., коллегии в.с. , гарнизонные в.с.

Арбитражные: округов, апелляционные, субьектов+ специализированный: по интеллектуальным парва

2. Суды субъектов Российской Федерации : конституционные (уставные) суды и мировых судей. Последние относятся к судам общей юрисдикции.

Конституционные (уставные) суды субъектов рФ могут создаваться самими субъектами Федерации для разрешения вопросов соответствия законов и нормативных правовых актов органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления конституциями (уставами) субъектов Федерации, а также для толкования соответствующих региональных конституционно-правовых норм.

Мировые судьи входят в общую систему судов РФ. Их полномочия, порядок создания и деятельности определяются Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации». В компетенцию дел мировых судей включается рассмотрение дел о менее опасных уголовных преступлениях, некоторых имущественных споров, отдельных трудовых и семейных дел, а также дел об административных правонарушениях.

Порядок создания и упразднения судов (ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации")

1. Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, созданные в соответствии с Конституцией Российской Федерации, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию Российской Федерации. Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом.

2. Должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.

3. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

Надзорная инстанция - суд, наделенный полномочиями по пересмотру судебных постановлений, вступивших в законную силу, в порядке надзора по жалобам лиц, участвующих в деле, и других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями.

Вопрос № 10. Состав…76 и компетенция Конституционного Суда Российской Федерации

Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства (ст. 1 ФКЗ о Конституционном Суде РФ).

Конституционный Суд РФ - призван защитить Конституцию РФ, обеспечить ее верховенство и прямое действие на всей территории государства, защиту основных прав и свобод человека и гражданина, человеческого достоинства, иных конституционных ценностей, основ конституционного строя.

Формирование КС РФ:

Состав – 19 судей

Представлением Президента РФ в Совет Федерации

Назначение на должность конституционного судьи осуществляется (простым большинством голосов при тайном голосовании)

СОСТАВ КС РФ:

· КС РФ возглавляет Председатель КС РФ, который имеет двух заместителей

которые назначаются на должность СФ по представлению Президента РФ сроком на шесть лет из числа судей КС РФ

· Председатель и заместители Председателя КС РФ по истечению срока их полномочий могут быть назначены на должность на новый срок (ст. 23 ФКЗ «О КС РФ»)

· Судьи КС РФ назначаются на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием.

· Полномочия судьи КС РФ не ограничены определенным сроком

· Предельный возраст пребывания в должности судьи КС РФ – 70 лет (не распространяется на Председателя КС РФ

НА СУДЬЮ КС РФ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ НАЛОЖЕНО ДИСЦИПЛИНАРНОЕ ВЗЫСКАНИЕ

КОМПЕТЕНЦИЯ КС РФ:

1. Разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

· ФЗ, НА Президента РФ, СФ, ГД, Правительства РФ

· Конституций республик, уставов, а также законов и иных НА субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению Федерации и субъектов РФ

· Договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ

· Не вступивших в силу международных договоров

2. Разрешает споры о компетенции:

· Между федеральными органами государственной власти

· Между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ

· Между высшими государственными органами субъектов РФ

3. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле

Дает толкование КРФ

5. По запросу СФ дает заключение о соблюдение установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ в государственной измене или иного тяжкого преступления.

Верховный Суд РФ (ВС РФ) – высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, осуществляет в предусмотренных федеральными законами процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Принципиальное значение конституционной нормы заключается в том, что ВС РФ как высшее звено системы судов общей юрисдикции осуществляет судебную власть на всей территории страны, вправе осуществлять правосудие и судебный надзор по всем делам, подсудным районным судам, судам областного звена, военным судам и мировым судьям. Решения, принимаемые ВС РФ по делам его компетенции, являются окончательными.

Функции Верховного Суда РФ

Рассматривает по первой инстанции наиболее сложные и важные уголовные и гражданские дела, подведомственные судам общей юрисдикции;

Проверяет законность и обоснованность приговоров, определений, решений и постановлений судов общей юрисдикции в порядке кассации и надзора;

Дает разъяснения по вопросам судебной практики в форме постановлений Пленума Верховного Суда РФ. Указанные постановления не имеют статуса нормативно-правовых актов, однако обязательны для исполнения всеми судами общей юрисдикции;

Обладает правом законодательной инициативы, а также вправе обращаться в Конституционный Суд РФ с запросами о соответствии Конституции РФ федеральных законов и иных нормативно-правовых актов.

Вопрос № 14. Состав и организация деятельности Верховного Суда Российской Федерации…90

Верховный суд Российской Федерации - высший судебный орган Российской Федерации.

Определяется главой 2 ФКЗ «О Верховном Суде РФ

Судебный Департамент

· На Судебный департамент возложено организационное обеспечение деятельности большинства судов общей юрисдикции и соответствующих органов судейского сообщества.

· Из сферы его деятельности полностью исключен Верховный Суд РФ, который в соответствии с Закона о судебной системе сам обеспечивает свои организационные потребности.

· Из сферы его деятельности почти полностью выведены и создаваемые мировые суды, хотя они отнесены к судам общей.

· Местные органы Судебного департамента должны лишь обеспечивать покрытие расходов на заработную плату и социальные выплаты мировым судьям (Закона о мировых судьях).

· Остальное же материально-техническое обеспечение этих судов – дело местных органов юстиции или органов исполнительной власти соответствующих субъектов Федерации (Закона о мировых судах).

· Судебный департамент возглавляет органы и учреждения, входящие в его систему.

· Основными органами, на которые он должен опираться в обеспечении выполнения функции по организационному обеспечению деятельности судов, являются управления (отделы) Судебного департамента, создаваемые во всех субъектах Федерации.

Вопрос № 19. Верховные суды республик в составе Российской Федерации, краевые и областные суды, суды округов и автономной области, городов федерального значения: состав и полномочия.

Компетенция

1. рассматривают дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной инстанций, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам

2. обращаются в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле (ч. 4 ст. 125 КРФ)

В случае приостановления или прекращения полномочий председателя суда его полномочия осуществляет по решению Председателя Верховного Суда Российской Федерации один из заместителей председателя суда, а при отсутствии у председателя суда заместителей - по решению Председателя Верховного Суда Российской Федерации один из судей этого суда.

Вопрос № 20.Районный (городской) суд: порядок формирования, состав и полномочия…103, фкз о судах общей юрисдикции

Районный суд является основным звеном системы федеральных судов общей компетенции (юрисдикции). Он действует на территории судебного района, которая обычно совпадает с территорией административно-территориальной единицы.

В их ведении решения по многим вопросам как досудебного производства, так и послесудебного разбирательства дел.

Должность Уполномоченного учреждается в соответствии с Конституцией в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государству и органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Требования:

ü лицо, являющееся гражданином РФ, не моложе 35 лет,

ü имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.

Назначается на должность и освобождается от должности ГД по представлению Президента РФ большинством голосов тайным голосованием. Не позднее 30 дней со дня истечения срока полномочий предыдущего Уполномоченного.

Фз "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"

Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации приказом Генерального прокурора Российской Федерации созданы следующие структурные подразделения:

Секретариат Генерального прокурора Российской Федерации (на правах управления);

Организационно - контрольное управление;

Управление кадров;

Управление по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов;

Главное следственное управление:

Статья 40 УПК РФ.

К органам дознания относятся:

1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

2) органы Федеральной службы судебных приставов;

3) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;

4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

3. Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:

1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

2) руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;

3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Функции органов дознания:

дознание по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц (так называемые очевидные преступления), по преступлениям небольшой и средней тяжести. По уголовным делам об иных преступлениях этих категорий дознание может производиться только по указанию прокурора;

производство неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым произвосдство предварительного следствия обязательно (осмотр, обыск, выемка, задержание и допрос подозреваемых, потерпевших и свидетелей, освидетельствование и др.) по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно.

Задачи органов дознания:

· – быстрое и полное раскрытие преступлений;

· чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию

Вопрос № 44. Понятие и виды органов предварительного следствия. Система органов Следственного комитета Российской Федерации и их полномочия…244

Орган предварительного следствия – это должностное лицо, уполномоченное на осуществление деятельности, направленной на досудебное установление всех обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу

Уголовно-процессуальный кодекс относит к органам предварительного следствия следователей:

следственного комитета РФ,

Следственнеы органы ФСБ и МВД

В систему Следственного комитета входят:

1) центральный аппарат Следственного комитета;(Общее руководство деятельностью нижестоящих органов и учреждений, расследование более важных уголовных дел)

2) главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы Следственного комитета;

3) межрайонные следственные отделы, следственные отделы и следственные отделения Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные (в том числе военные), следственные подразделения Следственного комитета.

10. В центральном аппарате Следственного комитета создаются подразделения:

1) главные управления и управления (в том числе управления в составе главных управлений);

2) отделы (в том числе в составе главных управлений и управлений);

3) отделения (в том числе в составе главных управлений, управлений и отделов).

12. В систему Следственного комитета также входят: научные, образовательные, санаторно-курортные, итд

7. Следственный комитет осуществляет следующие полномочия:

1) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации проверку содержащихся в заявлениях и иных обращениях сообщений о преступлениях, производство предварительного расследования по уголовным делам, процессуальный контроль, криминалистическую, судебно-экспертную и ревизионную деятельность, а также проверку деятельности следственных органов и организаций Следственного комитета;

2) обобщает практику применения законодательства

5) принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности

9) организует прием граждан, обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение обращений, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

14) осуществляет кадровое обеспечение центрального аппарата, следственных органов и организаций Следственного комитета, организует дополнительное профессиональное образование кадров;

19) осуществляет материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности

Вопрос № 45. Министерство юстиции Российской Федерации и его органы: основные функции и организация…377

Статус Министерства и соответствующих органов в настоящее время определяется главным образом Положением о Министерстве юстиции РФ (утв. Указом Президента РФ).

Министерство юстиции РФ (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности

Состав органов Министерства юстиции

В соответствии положением гл. 3 Положения о Министерстве юстиции РФ Минюст России возглавляет Министр юстиции РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

Организационная структур

Руководство Министр Заместители Министра Коллегия

Структурные подразделения (отвечающие за деятельность судебных приставов, регистрацию нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, иные участки работы Минюста России, в т. ч. и за вопросы организации работы в самом аппарате Минюста России, его материально-техническое и финансовое обеспечение и др.)

· Департамент регистрации ведомственных нормативных правовых актов(вСЕГО 12 ДЕПАРТАМЕНТОВ)

· Департамент организации и контроля

· Департамент нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения уголовных наказаний и судебных актов

· Федеральные службы (фссп, фсин)

· Территориальные органы (главные управления, управления или отделы в субъектах Р)

· Учреждения

· Научный центр правовой информации

· Российский федеральный центр судебной экспертизы

· Судебно-экспертные учреждения

· Экспертные и консультативные органы при Министерстве юстиции Российской Федерации

Вопрос № 46. Федеральная служба судебных приставов, система ее органов…

Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) - является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

ФССП России создана на основании: Указа Президента Российской Федерации

Служба судебных приставов организуется и действует в соответствии с федеральными законами “О судебных приставах” и “Об исполнительном производстве”.

В состав этой службы входят:

· - департамент судебных приставов Министерства юстиции РФ;

· - служба судебных приставов Управления военных судов Министерства юстиции РФ;

· - службы судебных приставов органов юстиции субъектов РФ;

· - районные, межрайонные подразделения судебных приставов.

Возглавляет службу судебных приставов Главный судебный пристав РФ, являющийся по должности заместителем министра юстиции РФ. Он координирует и контролирует подразделения судебных приставов, назначает и освобождает от должности судебных приставов, проводит их аттестацию.

Структура службы судебных приставов:

Главный судебный пристав РФ (директор)

4 заместителя

Управление организации исполнительного производства

Управление государственной службы и кадров и тд

Территориальные органы: районные отделы, межрайонные, специализированные

Центральный аппарат

Центральный аппарат ФСИН России имеет 18 управлений, которые исполняют свои полномочия по основным направлениям службы: Главное оперативное управление

Управление собственной безопасности

Управление планирования и организационно-аналитического обеспечения

ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (ОВД) – государственные органы исполнительной власти, составная часть правоохранительной системы, главной задачей которой является обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, борьба с преступностью,защита парв и свобод человека и, пресечение и предупреждение преступлений и правонарушений.

Система: Центральный аппарат(департаменты, главные управления. Национальное центральное бюро интерпола, управления)

Руководство(министр, замы,Коллегия МВД)

Образовательные, научно – исследовательские и социально-культурные учреждения: Академия управления

Всероссийский научно-исследовательский институт

Всероссийский институт повышения квалификации работников МВД Росси

Образовательные учреждения профессионального образования системы МВД

Органы внутренних дел непосредственного подчинения МВД России: Линейные управления (отделы, отделения) внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте

Управления (отделы) на особо важных и режимных объекта

Управление по борьбе с организованной преступностью

Территориальные органы внутренних дел На окружном уровне

На межрегиональном

Региональном

Районном

Полиция

Задачи и функции ОВД:

· Оперативно-розыскная деятельность

· Раскрытие и расследование преступлений

· Экспертно - криминалистическая деятельность

· Розыск лиц и похищенного имущества

· Поддержание правопорядка

· Контроль и надзор в сфере обеспечения безопасности дорожного движения

· Контроль и надзор в сфере оборота гражданского и служебного оружия

· Контроль за частной детективной и охранной деятельностью

· Возбуждение дел и производство по делам

· Функции органов внутренних дел разнообразны и их можно разбить на несколько видов:

· 1. Административная функция заключается в исполнительно-распорядительной деятельности аппарата, служб и подразделений органов внутренних дел по орга­низации и осуществлению охраны общественного по­рядка и общественной безопасности в границах полномочий, определенных законами.

· 2. Профилактическая функция

· 3. Оперативно-розыскная функция заключается в вы­явлении соответствующими органами внутренних дел информации о готовящихся или совершенных право­нарушениях (преступлениях) или о лицах, уклоняющих­ся от органов расследования либо отбывания уголовно­го наказания.

· 4. Уголовно-процессуальная функция заключается в рассмотрении заявлений и сообщений о совершенных преступлениях, производстве дознания и досудебного следствия по уголовным делам

· 5. Исполнительная функция органов внутренних дел заключается в исполнении в рамках своей компетенции административных взысканий и уголовных наказаний.

· 6. Охранительная функция органов внутренних дел заключается в охране на договорных началах имущества всех видов собственности юридических и физических лиц.

Вопрос № 49 Министерство внутренних дел Российской Федерации: структура и полномочия.

Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) - федеральное министерство, осуществляющее в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Организация полиции (ст. 4)

Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей (далее - подразделения полиции).

Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Президентом Российской Федерации.

В состав полиции могут входить подразделения:

· уголовного розыска

· кинологической службы

· организация дознания

· организация охраны общественного порядка

· дежурная часть

· оперативное подразделение

· ДПС ГИБДД

Полномочия полиции (ст. 2 ФЗ «О полиции»):

· Пресечение готовящихся и совершенных преступлений, а также других правонарушений

· Раскрытие Розыск,

· Реализация в необходимых случаях оперативно-розыскных мероприятий для пресечения готовящихся и совершенных преступлений и их раскрытия

· 1) требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов,

· 2) проверять документы,

· 3) вызывать в полицию граждан и должностных лиц по расследуемым уголовным делам и находящимся в производстве делам об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях,

· 6) патрулировать населенные пункты и общественные мест

· 7) требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если это необходимо для проведения следственных действий,

· 8) составлять протоколы об административных правонарушениях,

Основные задачи

· обеспечение безопасности объектов государственной охраны

· прогнозирование и выявление угрозы жизненно важным интересам объектов государственной охраны

· предупреждение, выявление и пресечение противоправных посяга­тельств на объекты государственной охраны и охраняемые объекты;

· защита охраняемых объектов;

· участие в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом;;

· информационно-технологическое и информационно-аналитическое обеспечение государственных органов

· обеспечение собственной безопасности.

СОСТАВ ФСО:

ФСО России, имеющая в своем составе службы, управления и другие подразделения, в том числе дислоцированные в субъектах Российской Федерации, которые непосредственно реализуют деятельность федеральных органов государственной охраны, а также подразделения, исполняющие управленческие функции;

Управления специальной связи и информации ФСО России в федеральных округах, центры специальной связи и информации ФСО России;

Подразделения связи специального назначения ФСО России;

Образовательные, научно-исследовательские и иные организации, подведомственные ФСО России, которые обеспечивают деятельность федеральных органов государственной охраны.

Службы, входящие в состав ФСО России.

· Служба безопасности Президента России;· Служба специальной связи и информации.· Служба коменданта Московского Кремля.Президентский полк Президентский оркестр.

Направления:

Основным видом деятельности ФСО России является предоставление государственной охраны Президенту

Еще одним видом деятельности ФСО России является Предоставление государственной охраны лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации. Государственная охрана предоставляется следующим лицам, замещающим государственные должности в РФ: Председателю Правительства РФ, Председателю Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Председателю Конституционного Суда РФ, Председателю Верховного Суда РФ, Председателю Высшего Арбитражного Суда РФ, Генеральному прокурору РФ.

Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федера

Понятие правоохранительных органов:

Правоохранительные органы - система государственных и негосударственных субъектов правоотношений, осуществляющие деятельность по охране, обеспечению прав и свобод человека и гражданина, правопорядка, законности.

Виды правоохранительных органов:

1. Органы, относящиеся к судебной власти

а) Верховный суд РФ

б) Высший арбитражный суд РФ

в) Конституционный суд РФ

г) Нижестоящие суды

2. Органы исполнительной власти, осуществляющие правоохранительную деятельность.

а) Министерство внутренних дел

б) Федеральная служба по контролю над оборотом наркотиков (ФСКН)

в) Министерство юстиции РФ

г) Федеральная служба охраны (ФСО)

д) другие

3. Прокуратура РФ

4. Органы юридической помощи.

Задачи правоохранительных органов:

1. Конституционный контроль

2. Поддержание режима законности и конституционной законности

3. Защита прав человека

4. Охрана общественного порядка

5. Обеспечение безопасности

6. Недопущение осуществления противоправных деяний

Понятие правоохранительной деятельности:

Правоохранительная деятельность - деятельность конкретных субъектов правоотношений по поддержанию законности, правопорядка, соблюдения прав человека и гражданина.

Виды правоохранительной деятельности:

1. Предупреждение, выявление и раскрытие преступлений

2. Осуществление правосудия

3. Обеспечение деятельности судов

4. Правоохранительная деятельность

5. Оперативная деятельность

6. Прокурорский надзор

7. Правозащитная деятельность

Законодательство о правоохранительных органах и правоохранительной деятельности

Законодательство о правоохранительных органов и правоохранительной деятельности - это совокупность нормативной правовых актов действующих на всей территории РФ, содержащие в себе правовые нормы, призванные регулировать деятельность системы правоохранительных органов и осуществляемой ими правоохранительной деятельности.

К системе законодательства о правоохранительных органах и правоохранительной деятельности можно отнести следующие акты, содержащие нормы права:

1. Конституция РФ - нормативный правовой акт высшей юридической силы.

2. Федеральные конституционные законы - нормативные правовые акты, принимаемые по вопросам, указанным в Конституции. Расширяет и развивает основные положения действующей конституции.

3. Федеральные законы - нормативные правовые акты раскрывающие и детализирующие положения и нормы, изложенные в Конституции РФ

4. Конституции и уставы субъектов РФ - нормативные правовые акты принимаемые субъектами РФ по предмету своего ведения. Не могут противоречить Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ и международным договорам РФ.

5. Подзаконные нормативные акты - нормативные правовой акт, обладающий меньшей перед законом силой.

К видам подзаконных нормативных правовых актов в сфере правоохранительной деятельности можно отнести следующие нормативно-правовые акты:

Указы и распоряжения Президента РФ.

Постановления и распоряжения Правительства РФ.

Акты (приказы, распоряжения) конкретных министерств и ведомств (МВД, Министерство юстиции и т.д.)

Постановления и заключения Конституционного суда РФ.

Акты Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ.

В механизме каждого государства есть система органов, осу­ществляющих правоохранительную деятельность. Суд как орган государственной власти занимает особое положение в правоохра­нительной системе.

Суд - это орган государства, который в процессуальном по­рядке осуществляет правосудие по гражданским, административ­ным и уголовным делам.

Суд как независимый орган власти опи­рается на закон и подчиняется только закону. Вступившие в законную силу решения суда обязательны для всех субъектов пра­ва и подлежат безусловному исполнению.

Судебная система возглавляется верховными судебными орга­нами, которые во многих государствах выполняют функции Кон­ституционного суда.

В соответствии с правовой сферой, на которую распространя­ются полномочия, различают суды общей, специальной и адми­нистративной юрисдикции.

Суды общей юрисдикции (общегражданские суды) рассматри­вают гражданские, трудовые, имущественные споры, дела об ад­министративных правонарушениях и уголовные дела.

Суды специальной юрисдикции (специализированные суды) рассматривают дела, судопроизводство по которым имеет свою специфику, например, арбитражный суд.

Административные суды в основном рассматривают жалобы гра­ждан на превышение государственными служащими своих полно­мочий, а также споры служащих с администрацией (в России таких судов нет). Их главная задача - обеспечить законность в государ­ственном управлении.

Две разновидности судебных органов сложились в странах, где действуют принципы англосаксонского права (Великобритания, США, Индия), а также в Японии, где функционируют суды по се­мейным делам. Три разновидности судов имеют место в государствах континентальной Европы, в странах Азии, Африки и Латинской Аме­рики. В Российской Федерации действуют суды общей юрисдикции, вместе с тем предполагается образование различных специализиро­ванных судов. Наряду с общими судами в России действует система арбитражных судов, которые рассматривают две категории споров: экономические (имущественные) споры с участием организаций и предпринимателей, а также споры в сфере управления, связанные с неправомерными действиями органов исполнительной власти.

Вместе с тем в систему специализированных правоохранитель­ных органов принято включать органы правосудия, юстиции, но­тариата, ЗАГСа, внутренних дел, прокуратуры, госбезопасности, внешней разведки и адвокатуры.

Правоохранительные органы имеют общие функции: охрана правопорядка, обеспечение законности, защита прав и законных интересов, а также отличительные особенности в сфере компетен­ции и содержания деятельности. Деятельность правоохранительных органов должна строиться в точном соответствии с законом. Во всех без исключения государствах деятельность суда, адвокатуры, прокуратуры с учетом их значимости для охраны прав и законных интересов граждан регламентируется на высшем законодательном уровне, то есть Конституцией.

Литература:

1. Барнашов А. М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. - Томск, 1988.

2. Бельский К. С. О функциях исполнительной власти // Госу­дарство и право. 1997. № 3.

3. Братко А. Г. Правоохранительная система. Вопросы теории. - М., 1991.

4. Дыльнов Г. В. Законодательная власть в правовом государст­ве. -М., 1995.

5. Лазарев Б. М. Компетенция органов управления. - М.,1972.

6. Осавелюк А. М. Современный механизм сдержек и противо­весов в зарубежных государствах // Государство и право. 1993. № 12.

7. Сахаров Н. А. Институт президентства в современном мире. - М., 1994.

8. Парламенты мира. - М., 1991.

9. Чиркин В. Е. Президентская власть // Государство и право. 1997. № 5.

10. Энтин Л. М. Разделение властей: опыт современных госу­дарств. - М., 1995.

Еще по теме § 5.Судебные и правоохранительные органы государственной власти:

  1. Глава 8 Вопросы уголовной ответственности за нарушения законодательства о выборах в судебной практике
  2. Взаимодействие избирательных комиссий с органами государственной власти и местного самоуправления при подготовке и проведению выборов
  3. § 5. Государственная власть как особая разновидность социальной власти
  4. § 5.Судебные и правоохранительные органы государственной власти
  5. § 3.Сравнительно-правовой анализборьбы с коррупционнымипроявлениямив правоохранительных органах и специальных службахведущихгосударств мира
  6. 2.2. Федеральные органы государственной власти в организационно-правовом механизме обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
  7. 1.2. ПОНЯТИЕ, РОЛЬ И МЕСТО ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РФ
  8. 1.1. Правоохранительная служба в системе государственной службы Российской Федерации
  9. § 4Л. Общие положения о реализации допустимости доказательств в ходе правоохранительной деятельности
  10. § 2.2. Юридические гарантии права граждан на равный доступ к государственной службе в органах внутренних дел
  11. Полномочия федеральных органов государственной власти по обеспечению законности в деятельности муниципальных органов
  12. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право - Корпоративное право - Криминалистика - Криминология -

Правоохранительные органы - государственные органы, уполномоченные осуществлять деятельность по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека.

В систему правоохранительных органов Российской Федерации входят:

1. органы судебной власти;

2. прокуратура;

3. органы исполнительной власти, осуществляющие правоохранительные функции.

Органы судебной власти в РФ . Судебная власть в Российской Федерации в соответствии с конституционным принципом разделения властей является самостоятельной и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. В России в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» действует следующая система судов:

· Конституционный Суд РФ рассматривает дела об оспаривании конституционности законов и подзаконных актов, даёт толкование Конституции РФ.

· Суды общей юрисдикции .
Возглавляет их Верховный Суд РФ.
Районные суды рассматривают уголовные, гражданские, административные дела, трудовые споры.
Мировые судьи рассматривают дела уголовные, если максимальный срок наказания не превышает трёх лет, о расторжении брака и некоторые другие. Решение мирового судьи может быть обжаловано в районный суд.

· Арбитражные суды рассматривают экономические споры (о заключении и прекращении договоров, о признании права собственности, о банкротстве и пр.) между юридическими лицами (и индивидуальными предпринимателями).

Прокуратура Российской Федерации, во главе с Генеральным прокурором РФ, осуществляет надзор за соблюдением законодательства.

Прокуратура осуществляет свои полномочия независимо от органов государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти, не относится ни к одной из ветвей власти, хотя в Конституции Российской Федерации находится в главе «Судебная власть».

Прокурор приносит протест на противоречащий закону правовой акт; представление должностному лицу с требованием устранить допущенные нарушения закона и привлечь виновное должностное лицо к дисциплинарной ответственности; рассматривает и проверяет обращения граждан, участвует в судебных заседаниях.

Министерство внутренних дел Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти.

Основными задачами МВД России являются:

· совершенствование нормативно-правового регулирования;

· защита прав и свобод граждан;

· предупреждение, пресечение, расследование преступлений и административных правонарушений;

· государственный контроль за оборотом оружия;

· осуществление государственной политики в сфере миграции.

К правоохранительным органам относятся также:
Следственный комитет Российской Федерации (ранее подчинялся прокуратуре)
Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (первоначально входила в МВД)
Федеральная таможенная служба
Федеральная служба исполнения наказаний
и др.


Русский философ И.А. Ильин считал, что необходимо «научить народ самостоятельно думать о государственной жизни, понимать ее задачи и самостоятельно действовать во имя ее целей». Нужно ли это делать в наше время? Если такую задачу не решать, то каковы будут последствия этого? Объясните ваш ответ.

Задача, сформулированная Ильиным (1883–1954) актуальна для всех времен. В наше время это особенно важно и является необходимым условием построения гражданского общества. Если в условиях монархии или при советской власти в СССР народу была уготована роль послушного исполнителя распоряжений руководства, то в демократическом государстве от каждого человека требуется понимание задач государственной жизни и активная жизненная позиция. Последствия недостаточного внимания к этому мы видим вокруг себя. Обострение противоречий в обществе может привести к социальному взрыву. Можно остановиться на следующих моментах:

· Люди не понимают причин и последствий происходящих событий. В результате, таких людей легко склонить к любой точке зрения, заставить действовать в своих интересах.

В 90-е годы реально возникала опасность распада России как единого государства. О том, что Запад предпримет такую попытку, Ильин предупреждал задолго до крушения коммунистического режима.

Более конкретный пример - нападения собак на людей в крупных городах. Обеспечение безопасности граждан является важнейшей задачей администрации, и совершенно неприемлемы попустительство как по отношению к бродячим собакам, так и к безответственным владельцам собак агрессивных пород.

· Люди не связывают свои действия с интересами страны.

Тут и манипулирование голосами избирателей (подкуп, голосование «по указке»); распродажа национальных богатств, обкрадывание сограждан ради личного обогащения; равнодушное принятие вредных для страны решений (например, введение ЕГЭ и ГИА в школах страны); коррупция.

3. Вам поручено составить план ознакомления учащихся вашего класса с учреждениями и памятниками культуры своего города (области). Как вы будете выполнять это поручение? Намечаемые действия объясните.

Если не брать во внимание бюрократию, для которой «бумажная» работа является основной целью и результатом, составление плана - важный этап любой деятельности, способствующий ее успеху. Основные требования к плану:

1. он должен быть реально выполнимым,

2. решать поставленные задачи,

3. быть удобным в работе.

Такое действие, как ознакомление с памятниками культуры, может быть успешным только при условии заинтересованности со стороны учащихся. Будет правильным привлечь товарищей к работе с первого этапа - выяснения имеющихся объектов для ознакомления (источники - Интернет, библиотека, полезно установить связь с учреждениями культуры).

На втором этапе можно предложить классу разбиться на группы и подготовить презентации по выбранным объектам. Знакомство с презентациями можно провести в форме конкурса, защиты проектов. Сейчас от всех школ требуют работу над исследовательскими проектами, поэтому, если оформить этот этап как проектную деятельность, можно рассчитывать на серьезную поддержку со стороны педагогического коллектива.

Неплохо посетить ряд объектов с экскурсией.

Таким образом, работа над планом будет включать :

1. Обсуждение предлагаемой работы с активом или всем классом

2. Определение календарных сроков для основных этапов, с учетом каникул и других мероприятий

3. Определение ответственных (старших в группах)

4. Оценка по экскурсиям финансовых затрат и возможностей, поиск спонсоров

5. Оформление плана в наглядном виде (например: дата, содержание работы, ответственный)

6. Утверждение плана

7. Корректировка и уточнение по результатам каждого этапа

8. Анализ результатов (обсуждение, выводы на будущее)

Система судебной защиты прав человека - один из важнейших государственных способов защиты прав, свобод и законных интересов субъектов права (физических и юридических лиц), осуществляемый в форме правосудия и гарантированный государством. Обществознание: учеб. для учащихся 10 кл.: базовый уровень / Под ред. Л.Н.Боголюбова и др. - М.: Просвещение, 2006. - С.299-301.

В настоящее время правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами , учрежденными в соответствии с Конституцией РФ, федеральным конституционным Законом о судебной системе РФ и другими правовыми актами. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных этими законами, не допускается.

Правосудие - это деятельность, проводимая судом в специальной процессуальной форме путём рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях уголовных и гражданских дел и применения согласно нормам закона мер государственного принуждения к правонарушителям либо оправдания невиновных. Гарантирование прав и свобод человека и гражданина выражается:

1) в установлении системы судов в России;

2) в чётком определении компетенции судов по защите прав и свобод граждан и других лиц;

3) в установлении гарантий самостоятельности и независимости судов;

4) в определении видов судопроизводства и его принципов;

5) в праве на получении каждым квалифицированной юридической помощи.

Судебная власть в РФ - обусловленный разделением властей вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Принципы деятельности органов судебной власти:

1) осуществление правосудия только судом;

2) законность, равенство всех перед законом и судом;

3) независимость судей;

4) состязательность и равноправие сторон;

5) недопустимость действия обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность либо отменяющего или умаляющего права и свободы человека и гражданина; презумпция невиновности;

6) истолкование сомнений в пользу обвиняемого;

7) освобождение обвиняемого от бремени доказательства своей вины;

8) гласность.

В настоящее время судебная система РФ двухуровневая (федеральные суды и суды субъектов РФ).

Федеральные суды включают в себя несколько подсистем: суды общей юрисдикции во главе с Верховным Судом РФ, арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ, а также Конституционный Суд РФ.

Подсистему федеральных судов во главе с Верховным Судом РФ, которые рассматривают и разрешают гражданские, уголовные, дела, дела об административных правонарушениях и некоторые другие ела, называют судами общей юрисдикции (юрисдикция - здесь это компетенция судебных органов по рассмотрению и разрешению определенных категорий дел). К судам общей юрисдикции относятся и мировые судьи, являющиеся судьями субъектов РФ.

Подсистему судов во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ называют арбитражными судами. Применительно к судебной системе принципиально важны понятия звена судебной системы и судебной инстанции.

Звено судебной системы - суды , наделенные однородными полномочиями и имеющие одинаковую структуру. По этому признаку российская судебная система является либо трех, либо четырехзвенной.

В судах общей юрисдикции:

Мировые судьи

Районные (городские) суды (их называют судами «основного» звена);

Верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды в Москве и Санкт-Петербурге, суды автономных округов и автономной области (иногда их называют судами субъектов РФ, а иногда - судами «среднего» звена, имея ввиду, что в федеральных судах три звена);

Верховный Суд РФ.

В военных судах: основное звено - гарнизонные суды; среднее звено - окружные (флотские) суды; высшее звено - Военная коллегия Верховного суда РФ.

В арбитражных судах: арбитражные суды субъектов РФ; арбитражные апелляционные суды федеральные арбитражные суды округов (всего таких округов десять); Высший Арбитражный Суд РФ.

Судебную систему РФ можно представить в виде схемы (рис.2).

Рисунок 2 - Схема судоустройства РФ

Органы внутренних дел - это система органов входящих в МВД РФ.

Милиция - составная часть системы органов внутренних дел Российской Федерации - следят за общественным порядком, борются с правонарушениями.

Основные задачи милиции:

Обеспечение безопасности личности;

Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

Выявление и раскрытие преступлений;

Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

Защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

Оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах установленных Законом о милиции.

Деятельность милиции строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности.

В системе Министерства внутренних дел РФ существует криминальная милиция и милиция общественной безопасности (местная милиция).

Криминальная милиция осуществляет предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, организует и осуществляет розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия, суда и т.д.

Милиция общественной безопасности обеспечивает личную безопасность, охрану общественного порядка, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений и т.п. В нее входят дежурные части, подразделения патрульно-постовой службы, Государственной автомобильной инспекции, группы объектов по договорам, участковые инспектора милиции и иные подразделения.

Адвокатура - это организованное особым образом объединение юристов-профессионалов, главной функцией которого является оказание квалифицированной юридической помощи всем, кто в ней нуждается.

Порядок приема в коллегию состоит в следующем: в члены коллегии адвокатов принимаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности юриста не менее двух лет. Прием в члены коллегии указанных лиц может быть обусловлен прохождением испытательного срока продолжительностью до трех месяцев. Лица, окончившие высшие юридические учебные заведения, не имеющие стажа работы по специальности юриста или имеющие такой стаж менее двух лет, могут быть приняты в коллегию после прохождения стажировки в коллегии сроком от шести месяцев до одного года.

Члены коллегии адвокатов и стажеры не могут состоять на службе в государственных и общественных организациях. Исключение может быть допущено президиумом коллегии адвокатов для лиц, занимающихся научной и педагогической деятельностью, а также для членов коллегии, работающих в районах, в которых объем адвокатской работы, является недостаточным.

В наши дни перед адвокатурой официально поставлены задачи:

содействия охране прав и законных интересов всех физических и юридических лиц,

отправлению правосудия,

соблюдению и укреплению законности,

воспитанию граждан в духе точного и неуклонного исполнения законов,

уважения к правам, свободам, чести и достоинству других лиц.

Осуществлению этих задач подчинены основные направления деятельности адвокатуры:

дача консультаций и разъяснений по юридическим вопросам, устных и письменных справок по действующему законодательству;

представительство в судах и других государственных органах по гражданским и административным делам;

составление заявлений, жалоб и других документов правового характера;

участие адвокатов при производстве по уголовным делам и качестве защитников подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, представителей потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков;

оказание правовой помощи трудовым коллективам.

Являясь членом общественной самоуправляющейся организации, адвокат имеет право: избирать и быть избранным в органы коллегии адвокатов; ставить перед органами коллегии адвокатов вопросы, касающиеся деятельности коллегии; вносить предложения по улучшению ее работы и принимать участие в их обсуждении; принимать личное участие во всех случаях обсуждения органами коллегии его деятельности или поведения; выйти из состава коллегии адвокатов.

Принадлежность к адвокатуре накладывает на лицо, состоящее в ней, обязанность в своей деятельности точно и неуклонно соблюдать требования действующего законодательства, использовать все предусмотренные законом средства и способы защиты прав и законных интересов граждан и организаций, обратившихся к нему за юридической помощью. Адвокат обязан добросовестно оказывать юридическую помощь, должен быть образцом моральной чистоты и безукоризненного поведения, постоянно повышать свою деловую квалификацию.

Прокуратура Российской Федерации -- это единая централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

Главными задачами Прокуратуры являются: обеспечение верховенства закона, единство и укрепление законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Систему органов Прокуратуры РФ возглавляет Генеральный Прокурор РФ, который назначается и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Прокуроры субъектов РФ назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с субъектами. Все нижестоящие прокуроры назначаются Генеральным прокурором. Срок полномочий прокуроров всех уровней -- 5 лет.

Высшим звеном в системе органов прокуратуры является генеральная прокуратура РФ, возглавляемая Генеральным прокурором РФ. В систему органов прокуратуры помимо Генеральной прокуратуры РФ входят: прокуратуры субъектов Федерации, районные, городские прокуратуры. В крупных городах в целях более оперативного руководства создаются прокуратуры городов, которые подчинены прокурору субъекта Федерации, а сами, в свою очередь, имеют в подчинении районные прокуратуры. Они осуществляют главным образом организационные функции.

Органы прокуратуры представляют единую систему, основанную на подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящим, и осуществляют свои полномочия независимо от каких-либо органов и организаций. Запрет на вмешательство в деятельность прокурора закреплен в ст. 5 Закона РФ «О прокуратуре РФ». Выделяются направления деятельности прокуратуры: отрасли прокурорского надзора, уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ; координация деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью.

Свои правозащитные функции прокурор выполняет путем вынесения протеста на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые их издали; вынесением представления должностному лицу с требованием об устранении нарушений закона; рассмотрения и разрешения заявлений, жалоб и иных обращений, содержащих сведения о нарушении закона; издания постановления о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.

В определенных случаях для защиты интересов граждан, общества и государства прокурор вправе обратиться в установленном порядке в суд.

Все требования прокурора об устранении нарушений закона подлежат безусловному исполнению в установленный срок. За неисполнение требований прокурора виновные должностные лица и граждане привлекаются к юридической ответственности.

Федеральная служба безопасности (ФСБ) - федеральный орган исполнительной власти осуществляющий, в пределах своих полномочий государственное управление в области обеспечения безопасности РФ, защиты и охраны государственной границы РФ, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа РФ и их природных ресурсов, обеспечивающий информационную безопасность РФ и непосредственно реализующий основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, определенные законодательством РФ, а также координирующий контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление.

Основные направления деятельности органов ФСБ РФ: Контрразведывательная деятельность; Борьба с терроризмом; Борьба с преступностью; Разведывательная деятельность; Пограничная деятельность; Обеспечение информационной безопасности.

Нотариат обеспечивает защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. Необходимость в актах нотариальных действий возникает при реализации права собственности, в предпринимательской деятельности, в семейных и наследственных отношениях. Роль нотариата значительно возросла, а его деятельность расширилась в условиях рыночной экономики.

Деятельность нотариата регламентируется Основами законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г, законами, постановлениями Правительства РФ и иными правовыми актами. В соответствии с Основами нотариальные действия в России от имени государства совершают: государственные нотариальные конторы; должностные лица, наделенные правом выполнять нотариальные действия; нотариусы, занимающиеся частной практикой.

И государственные, и частные нотариусы назначаются на должность государством, совершают нотариальные действия от имени государства и несут личную ответственность за обеспечение законности. Минюст России ведет Реестр государственных нотариальных контор и частных нотариусов.

При совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают ли они в государственной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу.

Нотариальная деятельность осуществляется на основании лицензии, которая выдается уполномоченными на то органами юстиции в течение месяца после сдачи квалификационного экзамена. Нотариальной деятельностью могут заниматься граждане России, имеющие высшее юридическое образование, прошедшие стажировку не менее одного года в нотариальной конторе, сдавшие квалификационный экзамен, имеющие лицензию на право нотариальной деятельности. Нотариальная деятельность не является предпринимательской и не преследует цели извлечения прибыли.

Нотариус является должностным лицом, в своей деятельности и руководствуется Конституцией РФ, конституциями республик в составе России, Нотариусу при исполнении служебных обязанностей запрещено разглашать сведения, оглашать документы, которые стали ему известны в связи с совершением нотариальных действий. Все нотариальные действия регистрируются в реестрах, и нотариальное производство осуществляется в соответствии с правилами, утвержденными Минюстом России и Федеральной нотариальной палатой.

Нотариус не вправе заниматься самостоятельной предпринимательской и никакой иной деятельностью, кроме нотариальной, научной и преподавательской, оказывать посреднические услуги при заключении договоров. Он не может совершать нотариальные действия на свое имя, от своего имени, на имя и от имени супругов, их и своих родственников (родителей, детей, внуков).

Основы о нотариате определяют перечень нотариальных действий, совершаемых нотариусами. Перечень нотариальных действий содержит 18 наименований и не является закрытым. Нотариус выполняет свои обязанности в соответствии с российским законодательством и присягой.

Особенности основных правоохранительных органов РФ можно представить в виде таблицы 2.

правоохранительный орган

Таблица 2 - Особенности основных правоохранительных органов РФ

Название

Его сущность

Структура

Основные направления деятельности

Прокуратура РФ

Единая централизованная система федеральных органов, осуществляющих надзор за точным и единообразным исполнением законов

Генеральная прокуратура РФ.

Прокуратуры субъектов РФ.

Военные и специализированные прокуратуры.

Прокуратуры городов и районов

Надзор за исполнением законов

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Уголовное преследование в соответствии с полномочиями.

Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных, гражданских, административных дел в качестве государственного обвинителя.

Опротестовывание противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений суда.

Осуществление расследования преступлений, предусмотренных законом

Министерство внутренних дел РФ

Федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности

Служба криминальной милиции.

Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям.

Служба милиции общественной безопасности.

Следственный комитет.

Федеральная миграционная служба.

Служба собственной безопасности.

Внутренние войска и др.

Разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности.

Организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений (оперативно-розыскная и экспертно-криминалистическая деятельность).

Обеспечение исполнения уголовных наказаний.

Руководство органами внутренних дел и внутренними войсками.

Совершенствование нормативной правовой основы деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, обеспечение законности в их деятельности.

Совершенствование работы с кадрами ОВД.

Развитие и укрепление материально-технической базы органов внутренних дел и внутренних войск

Министерство юстиции (Минюст) РФ

Федеральный орган исполнительной власти, проводящий и осуществляющий управление в сфере юстиции, а также координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти

Центральный аппарат.

Территориальные органы и учреждения Минюста РФ.

Территориальные органы и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста РФ.

Учреждения и организации, обеспечивающие деятельность Минюста РФ (например, Российский федеральный центр судебной экспертизы, Научный центр правовой информации и др.)

Участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента РФ и Правительства РФ.

Создание необходимых условий проведения судебной реформы, функционирования судов общей юрисдикции и военных судов.

Государственная регистрация нормативных актов центральных органов федеральной исполнительной власти.

Регистрация уставов общественных и религиозных объединений.

Организация системы юридических услуг.

Повышение квалификации кадров учреждений и организаций юстиции.

Осуществление международно-правовой деятельности по охране прав и законных интересов граждан.

Организация уголовно-исполнительной системы, обеспечение исполнения законодательства РФ по вопросам деятельности данной системы