Роль государства в формировании и функционировании права. Роль исламского права в формировании и функционировании правовых систем исламских государств

Необходимо разграничивать два близко стоящих друг к дру­гу, но не тождественных понятия «исламское право» и «правовая система исламских государств». Исламское право является, как уже отмечалось, правом исламской общины, т.е. соблюдение его норм рассчитано на людей, исповедующих ислам, независимо от места проживания. Правовые системы исламских государств носят территориальный характер. Нормы, содержащиеся в пра­вовых системах национального права, рассчитаны на всех граж­дан, проживающих на территории исламского государства неза­висимо от религиозной принадлежности.

Ни в одной национальной правовой системе исламских госу­дарств нормы классического исламского права не функционируют в чистом виде. Они дополняются с помощью обычаев, договоров, соглашений, административных решений и других нормативных актов, содержащих нормы позитивного права, а также на основе заимствований правовых положений у других правовых систем.

Для правовых систем современных исламских государств ха­рактерен дуализм права, который заключается в одновременном сосуществовании правовых норм, различных по содержанию и специфике, - норм классического исламского права и норм, заимствованных из других правовых систем, что позволяет при­способить правовые системы современных исламских государств к постоянно изменяющейся экономической и социально-полити­ческой среде. Более того, в настоящее время наблюдается тен­денция расширения и усиления дуализма, что объясняется многи­ми обстоятельствами, среди которых можно назвать, во-первых, усложнение социально-экономических, политических отношений в общественной жизни, которые уже не могут регулироваться только религиозными нормами и догмами; во-вторых, развиваю­щееся международное сотрудничество.

Направления действия исламского права и правовых систем исламских государств различны. Сложно провести четкую грань между сферами их действия. Как правило, нормы исламскогоправа охватывают преимущественно отношения личного статуса, но могут и выходить за эти рамки, включая гражданские, консти­туционные, административные и уголовные отношения. После­днее характерно для стран Аравийского полуострова.

Вместе с тем, классическое исламское право по-прежнему является определяющим в функционировании правовых систем исламских государств. Это проявляется в следующем.

Конституционно закреплено признание ислама в качестве государственной религии. Одним из таких конституционных положений, существующих в 28 государствах, отображающим влияние исламских институтов и норм на государственное право и одновременно выступающим правовой основой такого влияния, является признание ислама государственной религией. Такие по­ложения содержатся в конституциях Иордании, Объединенных Арабских Эмиратов, Туниса, Катара, Пакистана и т.д. Так, со­гласно Конституции Афганистана 2004 г. ислам имеет статус официальной государственной религии. Также закрепляется нор­ма о том, что не может быть принят ни один закон, противоре­чащий священной религии ислама.



Функционирует исламский институт шуры - совещательности, в рамках которого соизмеряется деятельность государства с основополагающими принципами исламского права. Институт шуры предоставляет народу возможность участвовать в выработ­ке важнейших государственных решений. С юридической точки зрения решение шуры может и не нести обязательного характе­ра, однако ни один правитель, как показывает практика, не игно­рирует их в силу ее религиозного и общественного авторитета.

Исходя из элементного состава понятия правовой системы, можно обнаружить влияние классического исламского права на все составляющие структуры правовой системы исламских го­сударств, хотя и проявляется это в разной степени. Классическое исламское право определяет правовой менталитет, правовое со­знание, правовую культуру и правореализацию в этих государ­ствах. Оно играет определяющую роль в формировании не только содержательных элементов правовой системы, но и формальных.

В качестве содержательных элементов необходимо рассматривать, прежде всего, правовую идеологию, под которой подразумеваются основополагающие принципы, определяющие все сферы правовой реальности в обществе. Правовая идеология, господствующая в исламских государствах, носит сугубо религиозный характер, поскольку берет свое начало, прежде всего, в основополагающих источниках исламской религии и исламского права - Коране и сунне, а также она была сформулирована в ходе доктринальной разработки исламского права.



Рассматривая динамику соотношения классического исламско­го права и правовых систем исламских государств, целесообраз­но, в зависимости от степени влияния классического исламского права на формирование и функционирование правовых систем вышеуказанных государств, привести следующую классифика­цию правовых систем современных исламских государств.

Первая группа объединяет правовые системы тех исламских государств, в которых формирование и функционирование право­вых систем происходит под прямым влиянием принципов и норм классического исламского права, оказывающего глубокое влия­ние не только на регулирование в сфере частного права, но и на публичное право, например, на конституционное законодатель­ство и на сложившуюся в данном государстве форму правления. Она была воспринята такими государствами, как Саудовская Аравия, Иран и Пакистан, где претворяется в жизнь главное требование исламской концепции права, т. е. полное соответ­ствие всех действующих норм, всех отраслей права основопола­гающим принципам классического исламского права.

Правовые системы современных исламских государств, входя­щие во вторую группу, характеризуются более умеренным подхо­дом к применению норм классического исламского права в рамках современной правовой системы исламского государства. Это пра­вовые системы таких государств, как Йеменская Арабская Рес­публика, Ливия, Судан, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн, Кувейт, Бруней. Исламское право здесь не имеет такой сферы действия, как, например, в Саудовской Аравии и Иране, но все же продолжает играть существенную роль, а в последние десятилетия даже наблюдается тенденция к его расширению.

Наибольшее влияние принципы и нормы исламского права оказы­вают на конституционные нормы, на структуру и деятельность государственного механизма этих государств. Так, в Ливии в 1977 г. Коран был объявлен «законом общества», заменяющим обычную конституцию.

Для третьей группы исламских государств характерно ограни­ченное применение норм классического исламского права на уровне общих принципов, определяющих характер функциониро­вания этих правовых систем, куда входят правовые системы Египта, Сирии, Марокко, Иордании, Алжира, Сомали, Афганиста­на и др. Ислам всегда являлся важной частью официальной иде­ологии этих государств, но не был фактором, определяющим общественно-политическую жизнь.

Четвертая группа правовых систем исламских государств от­ражает наименьшее влияние и воздействие норм и принципов классического исламского права на их функционирование. Наибо­лее характерно это проявляется в таких государствах, как Тур­ция, Тунис и Марокко.

Необходимо отметить, в правовых системах постсоветских государств с мусульманским населением исламское право носит декларативный характер и реально не влияет на функционирова­ние этих правовых систем. Иными словами, исламское право не играет какой-либо значительной роли в общественно-политичес­кой и государственно-правовой жизни этих государств. Однако подавляющее большинство населения этих государств исповеду­ет ислам, а исламское право, как право исламской общины, мо­жет регулировать различные стороны жизнедеятельности му­сульман, преимущественно, сферы их личного статуса. Это госу­дарства Средней Азии Узбекистан, Казахстан, Таджикистан, Киргизстан и Туркменистан и Азербайджан.

Заслуживает особого внимания характер взаимоотношений исламского права и правовых систем «неисламских» госу­дарств, где мусульмане составляют меньшинство населения. Ис­ламское право в этих государствах входит в структуру их право­вой системы и регулирует сферы личного статуса мусульман. Этоотносится к правовым системам таких государств, как Индия, Танзания, Мали, Чад, Филиппины, Нигерия и др.

Например, в Индии некоторые вопросы семейно-правовых отно­шений регулируются нормами исламского права. Законы, принятые в 1937 и 1939 гг. еще в колониальной Индии, регулируют брачно­семейные отношения мусульман, проживающих в этой стране.

Таким образом, влияние исламского права на правовые систе­мы исламских государств проявляется в каждом исламском госу­дарстве по-разному, в зависимости от исторических закономер­ностей развития данного государства, культурных особенностей людей, населяющих его, и от его геополитического расположе­ния.

2.2 Воздействие государства на право. Роль государства в обеспечении права

Государство является непосредственным фактором создания правовых установлений и главной силой их осуществления. Государственная власть имеет конститутивное значение для самого бытия права как особого институционального образования. Она присутствует в праве и как бы проникает в самую суть права.

Государство опекает право, использует его потенциал для достижения целей государственной политики. В то же время влияние государства на право не следует абсолютизировать. Не только государство, но и право обладает относительной самостоятельностью, собственными, внутренне присущими ему закономерностями формирования и функционирования, из чего следует, что право имеет по отношению к государству самостоятельное значение. Если и допустимо рассматривать право в качестве инструмента государства, то лишь с оговоркой, что и государство в той же мере является инструментом по отношению к праву.

Наиболее ощутимое воздействие государства на право проявляет в сфере правотворчества и правореализации. Право формируется при непременном участии государства. Однако государство не столько формирует право, сколько завершает правообразовательный процесс, придавая праву определенные юридические формы (нормативный юридический акт, судебный или административный прецедент и др.). В этом смысле государство не является его (права) начальной, глубинной причиной. Государство создает право на институциональном уровне.

Причины же возникновения права коренятся в материальном способе производства, характере экономического развития общества, его культуры, исторических традиций народы и прочее. Недооценка этого принципиально важного положения ведет к тому, что единственным и определяющим источником права признается государственная деятельность. Именно в этом и заключался основной порок юридического позитивизма. Государство признавалось учредителем права, в буквальном смысле считалось, что оно творит право.

Государство вмешивается в правообразовательный процесс лишь на определенных его стадиях. Отсюда творческая роль государства в отношении образования права заключается в следующем.

В осуществлении правотворческой деятельности. Государство в соответствии с познанными законами общественного развития определяет потребность в юридической регламентации тех или иных отношений (деятельности), определяет наиболее рациональную юридическую форму (закон, акт исполнительной власти и др.) и учреждает общие нормы, придавая им авторитетом государственной власти формально юридический, всеобщий характер. В буквальном смысле это означает, что государство устанавливает нормы права.

В санкционировании государством норм, которые не имеют прямого государственного характера. Для некоторых правовых систем такой способ «производства» права является преобладающим. Таково образование мусульманского права. Из истории права известны случаи, когда положениям, выработанным правовой доктриной или появляющимся вследствие толкования применяемой нормы, государство придавало общеобязательное значение.

Государство обеспечивает развитие всей системы источников права. Сообразуя с социально-экономическими потребностями, политической ситуацией в обществе, государство в значительной мере оказывает влияние на выбор типов, методов правового регулирования, государственно-юридических средств обеспечения правомерного проведения. В этом смысле можно сказать, что государство управляет правовой средой общества, обеспечивает её обновление соответственно духу времени.

Достаточно значимой представляется роль государства в обеспечении реализации права. Назначение государства как раз и проявляется в том, что оно своей деятельностью призвано создавать фактические, организационные, юридические предпосылки для использования гражданами, их организациями предоставленных законом возможностей в целях удовлетворения самых разнообразных интересов и потребностей.

Государство, далее, обеспечивает охрану права и господствующих правовых отношений. Государственное принуждение является постоянно существующей гарантией, которой подкрепляется право. За ним всегда стоят сила, авторитет государства. Уже сама угроза государственного принуждения охраняет право. Тем самым упрочивается правопорядок, создается режим наибольшего благоприятствования для стабильности государства.

Взаимосвязь права и политики, права и экономики в современном обществе

Необходимо подчеркнуть, что общественные отношения, базирующиеся на нормах права, являются наиболее адекватной формой экономических отношений. Последние могут нормально функционировать только и исключительно в правовой форме...

Закономерности возникновения государства и права

Государство нуждается в праве не менее чем право в государстве. Зависимость государства от права проявляется: · во внутренней организации государства; · в его деятельности. Исторический опыт показывает...

Конституция России: понятие, основные свойства, структуры, конституционные гарантии

Понятие «человек» характеризует его с биологической стороны как индивида с физиологическими свойствами. Понятие «личность» характеризует человека с социальной стороны как осознающего себя, свое место и роль в обществе...

Место и роль государства в обеспечении и защите прав и свобод человека и гражданина

Государственно-правовая защита - это установленный законом порядок правоотношений, обеспечивающий восстановление социальной справедливости и нарушенных социальных прав и свобод человека и гражданина Государственно-правовая защита прав...

Понятие и содержание государственного управления в межэтнических отношениях в Российской Федерации

Понятие формы государства и ее элементы

Механизм государства - это специально созданная и постоянно действующая система государственных органов, государственных организаций и служащих, находящихся во взаимной зависимости осуществляющих от имени государства его компетенцию, цели...

Права человека и гражданина: отечественная и международная практика

Права человека не следует понимать только как средство достижения какого-либо блага, они сами материализуются в некую социальную ценность, если обеспечены условиями жизни и гарантированы...

Проблемы питания населения и роль государства в обеспечении его безопасности

Пути совершенствования деятельности органов Роспотребнадзора в сфере надзора за питанием населения

Роль и место главы государства в системе обеспечения государственной безопасности России

Администрация Президента РФ. Президент РФ работает, опираясь на большое число помощников, советников и др. Они объединены в единой структуре - Администрации Президента РФ, которая формируется единолично Президентом...

Социальное управление как неотъемлемая функция государства

Госудамрство -- это особая форма организации общества, действующая на ограниченной территории. Государство обладает определёнными средствами и методами применения власти внутри общества...

Сущность государства и права

Государство является непосредственным фактором создания правовых установлений и главной силой их осуществления. Государственная власть имеет конструктивное значение для самого бытия права как особого институционального образования...

Сущность государства и права

В специальной литературе проблеме влияния права на государство уделено мало внимания. Между тем государство нуждается в праве не меньше, чем право в государстве...

Управление государственной (муниципальной) казной

Согласно Конституции РФ (ст.8 п.3) и ГК РФ (ст.212) в России признаются следующие формы собственности : - частная; - государственная; - муниципальная; - иные формы...

Целостность и безопасность государства

2.1 Понятие и содержание национальной безопасности государства Понятие «безопасность» согласно этимологии этого слова обозначает «отсутствие опасности», т.е. отсутствие каких-либо угроз личности, обществу и государству...

О.Е. Мешкова, Омский государственный университет, кафедра трудового права

Известно, что никакое определение не может исчерпать всех признаков предмета. Однако оно должно отражать лишь самые основные, существенные признаки, в этом случае преследуется цель выделить данное явление из класса ему подобных, используя минимальное количество необходимых характеристик. Кроме того, любое явление можно рассматривать в различных аспектах, акцентируя внимание на отдельных его сторонах. Относительно отрасли права в юридической науке выработался в принципе единый подход. Л.С. Явич определяет отрасль как объективно обособившуюся внутри системы права совокупность взаимосвязанных между собой норм, объединенных общностью предмета и метода правового регулирования ; А.М. Васильев - как совокупность обособленных юридических норм и правовых институтов, которыми регулируется определенная область общественных отношений, обладающих качественным своеобразием ; В.К. Бабаев - как систему норм, регулирующих обособленную и относительно однородную область общественных отношений ; В.В. Лазарев - как такую группу норм, которая регулирует определенный комплекс общественных отношений ; Л.Б. Тиунова - как исторически сложившееся структурное образование права, автономную область норм, в основе которой лежат объективно обособившиеся в процессе развития общества определенные области социальной деятельности (дифференциация деятельности, общественной жизни, как материальной, так и духовной) .

При всем многообразии определений отрасли права можно выделить следующие общие черты, которые признаются практически всеми авторами:1) основа выделения отрасли права - общественные отношения; 2) качественное своеобразие последних; 3)объективность процесса обособления группы общественных отношений; 4) указание на системные признаки отрасли; 5) указание на структурные составляющие. Обратим внимание, что их можно разделить на две группы, указывающие на: 1) общественные отношения (предмет правового регулирования); 2) структурные особенности отрасли (отрасль состоит из юридических норм и правовых институтов и является элементом системы права) - и фактически они представляют собой предметный и структурный критерии выделения отрасли права

Наиболее близка нам позиция Л.Б. Тиуновой, которая считает, что появление новых отраслей на базе традиционных, опосредующих совершенно новые комплексы отношений (воздушное, космическое, природоохранительное право), происходит в результате объективной дифференциации общественных отношений, ее государственно-правовой оценки, а также степени развитости соответствующей области правовых норм (консолидация норм, систематизация законодательства). Указанные три группы факторов (объективные, оценочные и нормативные) и должны учитываться при оценке отраслевой структуры права, а также при прогнозировании ее развития . Автор не разъяснила подробнее, что она подразумевает под названием этих групп, но полагаем, что фактически предметный критерий - объективные факторы, функциональный - оценочные, структурный - нормативные.

Под критериями выделения отрасли права мы понимаем взаимосвязанные факторы, под воздействием которых отрасль права обособляется как элемент отраслевого уровня в системе права. К ним относятся предметный, структурный и функциональный критерии. Из них напрямую с функциями государства связаны предметный и функциональный.

Практически во всех случаях, когда речь идет о предмете правового регулирования, в юридической науке говорится об объективных причинах, в силу которых он выделяется, однако упоминания о самих причинах встречаются крайне редко, а их общетеоретические исследования отсутствуют. Общественные отношения сами по себе развиваться и дифференцироваться не могут, поскольку являются объективно-субъективными. Влияние же субъективных факторов, на наш взгляд, значительно, и выражаются они преимущественно в виде целей государства.

Степень обособленности отрасли и ее развития определяется степенью развитости и автономности соответствующей области общественного бытия и потребностью в ее правовом опосредовании . Потребности в урегулировании и степень этой урегулированности общественных отношений определяются в конечном итоге управляющим центром общественной надстройки - государством. Процесс осознания обусловлен состоянием общества, степенью развитости правосознания и прочими факторами, однако решающее значение имеют цели и задачи государства. Одна из важнейших предпосылок выделения отрасли права - "объективно обусловленный интерес государства в самостоятельном регулировании данного комплекса отношений" . Известно, что государство - это особая организация публичной, политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая, представляя общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его интеграцию. Задача государства, вытекающая из его сущности, - управление обществом и обеспечение его интеграции - реализуется через комплекс функций государства. Думается, неверно мнение о том, что только объективная необходимость предрешает выделение отрасли права, а "законодатель лишь осознает и оформляет ("протоколирует") эту потребность" . В данном случае смешиваются объективность возникновения общественных отношений, подлежащих правовому регулированию, и объективность выделения отрасли как элемента системы права.

Право - инструмент государства, с помощью которого последнее осуществляет свое предназначение - регулирует общественные отношения. В юридической науке до сих пор является спорным вопрос о первичности происхождения государства или права. По нашему мнению, процессы зарождения, становления, развития государства и права проходили параллельно: определенной стадии развития одного явления соответствовала определенная стадия развития другого.

Автор данной работы относится к числу сторонников нормативистского подхода к пониманию права. Поэтому исследование правовых явлений и процессов проводится в русле позитивистских воззрений на сущность права. Упомянуть же о своем отношении к этой проблеме необходимо для того, чтобы идеи воспринимались в определенном свете. Немало критических аргументов можно выдвинуть с позиции более широкого подхода к пониманию права, но споры, ведущиеся в разных "измерениях", вряд ли будут плодотворны. Поэтому автор предлагает присоединиться к рассмотрению проблемы именно в указанном русле.

Существуют три типа поведения систем: 1) реактивное - поведение системы определяется преимущественно средой; 2) адаптивное - средой и присущими самой системе функциями саморегуляции; 3) активное - существенную роль играют собственные цели системы, в соответствии с ними возможно преобразование среды. По нашему мнению, система права - реактивная. Это инструмент государства, с помощью которого оно воздействует на поведение граждан, юридических лиц, общества в целом.

Поскольку система права не обладает собственным управляющим центром, то своих целей у нее быть не может. Есть цель внешней среды - государства, общества и т.д. Но не самой системы. Вместе с тем система права относится к объективно-субъективным системам, так как законодатель действует в соответствии с познанными законами общественного развития. Право - одно из опосредующих звеньев воздействия государства на общественные отношения и общества на государство. Законодатель вынужден отменять устаревшие нормы права, тормозящие развитие общественных отношений, поскольку состояние государства зависит от состояния общества, стагнация общества не может благотворно отразиться на состоянии государства.

В процессе развития государства можно выделить два наиболее крупных этапа: докапиталистический и капиталистический. Конечно, формационное объяснение развития государства носит одномерный характер по сравнению, например, с цивилизационным подходом. Однако в целях настоящего исследования возможно взглянуть на такое многогранное явление как государство с одной стороны (образно выражаясь, с высоты птичьего полета). Параллельно выделим два этапа развития права: назовем их условно "материальный" и "нематериальный". Материальный этап соответствует докапиталистическим государствам и характеризуется преобладанием регулирования отношений собственности - предметы материального мира. В качестве примеров можно привести рабов ("говорящие орудия"), землю и т.п. Нематериальный этап связан с развитием науки и техники, когда огромное значение приобретает информация в форме интеллектуальных возможностей, знаний, информационных, справочных систем, систем связи (Интернет и пр.). Государство вынуждено воздействовать на новые общественные отношения, поскольку значение их в жизни общества стремительно возрастает, что обусловливает потребность в их правовом опосредовании.

Если обратиться к истории системы российского права, можно с уверенностью констатировать, что бурное ее развитие (появление новых отраслей) приходится именно на капиталистический период. Некоторое торможение этого процесса наблюдается с 1917 по 1985 гг. Однако демократические реформы настолько подстегнули развитие общественных отношений, что государство не всегда успевает регулировать их правом. Преобразования же в структуре системы права настолько масштабны и очевидны, что более подробно говорить о них излишне.

В связи с предлагаемым делением развития права особое внимание следует обратить на категорию рабочей силы. Рабочая сила - это способность к труду, совокупность физических и интеллектуальных способностей, она развивается в процессе труда. Общеизвестно, что труд неразрывно связан с существованием человека и общества в целом. Но право опосредует различные аспекты его содержания в разные исторические периоды, поскольку значение последних неодинаково на разных стадиях прогресса. Возникают все новые и новые сферы его приложения. Кроме того, меняется содержание труда - он реализуется в научном познании, применении результатов последнего. Растет спрос на интеллектуальные способности работника, которые потребляются путем обмена (а следовательно, продаются) во всех отраслях экономики и управления. Продажа рабочей силы осуществляется не только наемным работником, заключившим трудовой договор, но любым индивидуумом, возмездно участвующем в общественном труде. "Объективно обмен деятельностью между собственником средств производства и рабочей силы должен осуществляться на тех же принципах, что и обмен товаров". Кроме того, очевидно, что "взрыв" в скорости и качестве развития общественных отношений, а также в их регулировании правом по времени совпадает с освобождением труда (появлением юридической свободы). И хотя две основные категории экономики - собственность и труд - связаны настолько тесно, что определение первичности-вторичности практически невозможно, необходимо под иным углом зрения взглянуть на роль трудового права в формировании генетических связей в системе отраслей российского права.

По нашему мнению, основной функцией государства является регулирование труда и собственности. Все остальные функции производны. Можно выделить следующие функции, которые осуществляются любым государством: экономическая, политическая, социальная, идеологическая. Однако бесспорно, что первопричина их - функция экономическая.

Наиболее общими критериями отграничения одной функции от другой являются: во-первых, особенности объекта государственного воздействия, своеобразие тех общественных отношений, на которые государство воздействует в процессе своей деятельности; во-вторых, обусловленная последними специфика содержания каждой функции, т.е. более или менее однородных, близких друг к другу видов государственной деятельности.

Выделение предмета правового регулирования происходит под непосредственным воздействием государства, и его классификацию надо проводить в соответствии с дифференциацией функций государства. В настоящее время мы затрудняемся дать такую классификацию, но основание деления может быть выявлено путем восхождения от конкретного к абстрактному по мере того, как исследуется предмет каждой отрасли права с ориентацией на вышеуказанные основные категории (труд и собственность).

Функции отрасли права выражают ее целевое назначение. "Функциями правовой системы отраслей являются функции права в целом - экономическая, воспитательная и другие, а с правовой стороны - регулятивные, охранительная" . Однако при более общем рассмотрении становится ясно, что функции системы права, значит, и любой отрасли обусловлены функциями государства. Причем нельзя недооценивать их значение в выделении отраслей. На наш взгляд, трудовое право вряд ли выделилось бы в самостоятельную отрасль, не имея специфических функций - производственной и защитной.

В основе выделения производственной функции лежит стремление государства оградить работодателя от равнодушия к результатам работы, некоторой небрежности к имуществу предприятия наемного работника, продающего свою рабочую силу и не являющегося собственником средств производства. Такое отношение работника предопределяется несамостоятельностью его труда - живая, личная в смысле предпринимательском заинтересованность отсутствует, поэтому возникает необходимость в поддержании трудовой дисциплины в интересах работодателя. В основе защитной функции лежит стремление нарождающегося социального государства обеспечить достойное существование тем членам общества, которые не имеют средств производства и основным источником благосостояния которых является продажа физических и интеллектуальных способностей. В качестве примера можно сослаться на Россию периода 1861-1914 гг. Право социального обеспечения на выделилось тогда еще из состава отрасли трудового права (да и само трудовое право находилось в периоде становления), поэтому "защитность", социальная направленность норм трудового (тогда "фабричного") законодательства выражены очень ярко. Российские законы в этой сфере были самыми прогрессивными в мире в то время. Очевидно, что производственная и защитная функции трудового права тесно взаимосвязаны и решить выражаемые ими цели государства иная отрасль права не в состоянии. Волюнтаристским решением уничтожить отрасль трудового права, включив ее нормы в состав другой и назвав их, к примеру, подотраслью, невозможно, поскольку для органичного слияния норм в единый элемент системы права необходимо их качественное единообразие, которое и определяется, кроме всего прочего, функциями данной совокупности норм.

Предмет правового регулирования отрасли напрямую связан с функциями государства. Функции отрасли тоже напрямую связаны с функциями государства. Каким образом один и тот же источник (функции государства) порождает явления, различные по самой сущности своей? Почему мы ставит их на один уровень, как критерии выделения отрасли права? Ведь противоречие, кажется, налицо: критерии эти разноуровневые, один из них надо убрать с пьедестала. Но дело обстоит не так. Предмет связан с объективным фактором, а функции - с субъективным В формировании предмета правового регулирования преобладающее значение имеют основные функции государства, в формировании функций отрасли - цели регулирования, обусловленные конкретной стадией развития, типом государства.

Список литературы

Теория государства и права: Учебник/ Под ред. А.И. Королева, Л.С. Явича. 2-е изд. Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1987. С.399.

Теория государства и права: Учебник/ Под ред. А.М. Васильева. 2-е изд. М.: Юрид. лит., 1983. С.283.

Теория современного советского права: Фрагменты лекций и схемы/ Проф. В.К. Бабаев; Нижегор. ВШМВД РСФСР. Н.Новгород, 1991. С.78.

Общая теория права и государства: Учебник/ Под ред. В.В.Лазарева. М.: Юрист, 1994. С.136.

Тиунова Л.Б. Системные связи правовой действительности: Методология и теория. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1991. С.94.

Там же. С.95

Там же. С.95

Дембо Л.И. О принципах построения системы права// Сов. гос и право. 1956. 8. С.91.

Теория государства и права. Курс лекций/ Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. С.350.

Еловиков Л.А. Экономика труда: Учебное пособие: В 2 ч. Ч. 1. Общественная организация труда. Омск: ОмГУ, 1997. С.88.

Алексеев С.С. Структура советского права. М.: Юрид. лит., 1975. С.208.

Понятие функций права трактуется в двух смыслах.

Во-первых – это роль, которую играет в обществе право или определенный правовой институт.

Во-вторых – это конкретные направления правового воздействия на поведение и взаимоотношения субъектов.

В связи с этим функции делят на общесоциальные и юридические.

Общесоциальные функции:

Культурно-историческая – право как явление культуры в нормативной форме сосредотачивает, собирает духовные ценности и достижения человечества: права человека, демократию, моральные устои общества и т.д. 1)Воспитательная – оказывает воспитательное воздействие на субъектов 2)Функция социальное контроля – оказывает влияние на субъектов как средство поощрения и как средство ограничения. 3)Информационно-ориентирующая – право выступает мощным источником моральной ориентации личности; формирует положительную направленность в их поведении. Юридические функции . – направления воздействия на общественные отношение, где право реализуется с помощью свойственных ему юридических средств 5)Регулятивная - регулирует общественные отношения. Для этого оно обязано: фиксировать субъектный состав правовых отношений; определять круг юридических фак­тов, с которыми нормы права связывают наступление юридических последствий; определять права и обязанности участников (субъектов) правоотношений.

6)Охранительная функция – правовое воздействие, направленное на охрану (защиту) общественных отношений в наиболее важных сферах деятельности людей и на ликвидацию отношений, опасных для личности, общества и государства.

7) Оценочная позволяет праву выступать в качестве критерия правомерного или неправомерного поведения. Особую роль в реализации оценочной функции играют охранительные и поощрительные нормы, в которых содержится положительная или отрицательная оценка действий.

9.Принципы права, их классификация и законодательное закрепление.

Принципы права – это основополагающие начала, ключевые идеи права, определяющие и выражающие его сущность.

С одной стороны, они выражают закономерности права, а с другой- представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из общего смысла законов.

Выступают в качестве руководящей идеи для законодателя.

Властные органы руководствуются принципами права для принятия юридических решений.

Принципы права помогают правильному толкованию юридических норм.

Различают:

общие (общеправовые) принципы права – раскрывают сущность и природу всего права в целом.

отраслевые принципы –принципы, действующие в рамках отдельной отрасли права (например принципом гражданского права является принцип полного возмещения убытков.)

межотраслевые принципы – принципы, действующие в рамках нескольких смежных отраслей права, например.

принцип гласности;

принцип состязательности;

принцип неотвратимости юридической ответственности и т. д.

Наибольшее значение имеют основные (общееправовые) принципы права: справедливости, равноправия, гуманизма, демократии, единства прав и обязанностей, сочетания убеждения и принуждения.

Принцип социальной справедливости . - Правовая система стоит на страже справедливости, служит средством ее выражения, закрепления, охраны и защиты. Справедливость требует соответствия между действиями и их социальными последствиями. т.е. соразмерны труд и его оплата, преступление и наказание.и.т.д. Принцип справедливости имеет нормативно-оценочный характер и находит свое воплощение в правах и обязанностях, мерах поощрения и наказания и т.п.

Принцип приоритета прав человека- отражает тот факт, что естественные,прирожденные, неотчуждаемые права человека составляют ядро правовой системы государства.

Равноправие граждан - равенство всех перед законом и судом, создание равных стартовых условий, равенство прав и свобод человека и гражданина, равные права и свободы мужчины и женщины.

Принцип законности Законы и иные нормативно-правовые акты, принимаемые в РФ не должны противоречить Конституции РФ.органы гос.власти, местного самоуправления, должностные лица и граждане обязаны соблюдать Конституцию и законы.

Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъективных прав в судебном порядке.

Единство прав и обязанностей - предоставляемые гражданину права и свободы сочетаются с его обязанностями перед обществом.

Гуманизм - исторически меняющаяся система воззрений на общество и человека, проникнутых уважением к личности, ее достоинству и правам.

Демократизм - участие народа в делах государства, в формировании и реализации права.

Принципы отраслевые и межотраслевые изучаются отраслевыми юридическими науками.

Государство является непосредственным фактором создания правовых установлений и главной силой их осуществления. Государственная власть имеет конститутивное значение для самого бытия права как особого институционального образования. Она присутствует в праве и как бы проникает в самую суть права.

Государство опекает право, использует его потенциал для достижения целей государственной политики. В то же время влияние государства на право не следует абсолютизировать. Не только государство, но и право обладает относительной самостоятельностью, собственными, внутренне присущими ему закономерностями формирования и функционирования, из чего следует, что право имеет по отношению к государству самостоятельное значение. Если и допустимо рассматривать право в качестве инструмента государства, то лишь с оговоркой, что и государство в той же мере является инструментом по отношению к праву.

Наиболее ощутимое воздействие государства на право проявляет в сфере правотворчества и правореализации . Право формируется при непременном участии государства. Однако государство не столько формирует право, сколько завершает правообразовательный процесс, придавая праву определенные юридические формы (нормативный юридический акт, судебный или административный прецедент и др.). В этом смысле государство не является его (права) начальной, глубинной причиной. Государство создает право на институциональном уровне.

Причины же возникновения права коренятся в материальном способе производства, характере экономического развития общества, его культуры, исторических традиций народы и прочее. Недооценка этого принципиально важного положения ведет к тому, что единственным и определяющим источником права признается государственная деятельность. Именно в этом и заключался основной порок юридического позитивизма. Государство признавалось учредителем права, в буквальном смысле считалось, что оно творит право.

Государство вмешивается в правообразовательный процесс лишь на определенных его стадиях. Отсюда творческая роль государства в отношении образования права заключается в следующем.

В осуществлении правотворческой деятельности. Государство в соответствии с познанными законами общественного развития определяет потребность в юридической регламентации тех или иных отношений (деятельности), определяет наиболее рациональную юридическую форму (закон, акт исполнительной власти и др.) и учреждает общие нормы, придавая им авторитетом государственной власти формально юридический, всеобщий характер. В буквальном смысле это означает, что государство устанавливает нормы права.

В санкционировании государством норм, которые не имеют прямого государственного характера. Для некоторых правовых систем такой способ «производства» права является преобладающим. Таково образование мусульманского права. Из истории права известны случаи, когда положениям, выработанным правовой доктриной или появляющимся вследствие толкования применяемой нормы, государство придавало общеобязательное значение.

Государство обеспечивает развитие всей системы источников права. Сообразуя с социально-экономическими потребностями, политической ситуацией в обществе, государство в значительной мере оказывает влияние на выбор типов, методов правового регулирования, государственно-юридических средств обеспечения правомерного проведения. В этом смысле можно сказать, что государство управляет правовой средой общества, обеспечивает её обновление соответственно духу времени.

Достаточно значимой представляется роль государства в обеспечении реализации права. Назначение государства как раз и проявляется в том, что оно своей деятельностью призвано создавать фактические, организационные, юридические предпосылки для использования гражданами, их организациями предоставленных законом возможностей в целях удовлетворения самых разнообразных интересов и потребностей.

Государство, далее, обеспечивает охрану права и господствующих правовых отношений. Государственное принуждение является постоянно существующей гарантией, которой подкрепляется право. За ним всегда стоят сила, авторитет государства. Уже сама угроза государственного принуждения охраняет право. Тем самым упрочивается правопорядок, создается режим наибольшего благоприятствования для стабильности государства.