Открытость государственной власти в рф. Информационная открытость и прозрачность деятельности государственной власти

Внедрение новых ИКТ в сферу государственного управления в России расширяет возможности государства и создает новую модель коммуникации между властью и обществом, которая характеризуется своей открытостью в отношении доступа к информации. Вслед за опытом Америки и Европы, где концепция «информационной открытости» органов государственной власти становилась все более популярной Harrison T. M. et al. Open government and e-government: Democratic challenges from a public value perspective //Information Polity. - 2012. - Т. 17. - №. 2. - P. 83-97., в России активное его применение началось в 2008-2010 гг. Однако, основа для него была заложена несколько раньше.

Еще 90-е годы был принят целый рад нормативных актов, регламентирующих взаимоотношения в области передачи информации между государственными органами власти и гражданами. Так, в 1993 году Указом Президента утверждалось право граждан на получение информации о деятельности органов законодательной и исполнительной власти. В дальнейшем, активное внедрение ИКТ в сферу государственного управления продолжилось в 2000-е годы, когда лидеры стран «Большой восьмерки» подписали Окинавскую хартию глобального информационного общества, целью которой являлось преодоление электронно-цифрового разрыва.

Основным законом, регулирующим доступ граждан к информации о деятельности органов государственной власти, являлся ФЗ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". В нем закреплялось право гражданина на информацию и на бесплатный доступ к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, которое не может быть ограничено. В свою очередь, органы власти и органы местного самоуправления были обязаны создать условия для предоставления информации гражданину в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (и сети "Интернет") при этом, гражданин не обязан обосновывать причины для ее получения.

В дальнейшем, регулирование и стандартизация обмена и доступа к информации посредством сети Интернет углублялось и расширялось. Однако, наибольшее свое развитие оно получило в отношении исполнительных органов власти, как на федеральном, так и на региональном уровне.

Регулирование информационной открытости исполнительных органов власти

Одной из первых попыток внедрить ИКТ в работу исполнительных органов власти являлась государственная программа «Электронная Россия (2002-2010гг.)», в которой основной упор делался на автоматизацию документооборота, а так же коммуникацию между органами государственной власти и обществом путем создания сайтов органов власти. Однако, итоги программы были не впечатляющи. В 2007 году, на смену «Электронной России» была утверждена Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства на период до 2010 года, целью которой было повышения качества обмена информацией и предоставляемых государственных услуг.

Однако, и новая Концепция показала себя неэффективной. В 2010 году была предпринята новая попытка - программа «Информационное общество (2011-2020 годы)». Целью программы заявлено повышение качества жизни граждан, путем использования ИКТ. До этого в 2009 году было принято сразу несколько нормативных актов, затрагивающих предоставление органами государственной власти информации в сети Интернет. Так Д.А. Медведевым был подписан федеральный закон, в котором делался упор на требования к власти насчет публикации информации в сети Интернет. Чуть позже, вышло Постановление Правительства РФ, вводящее некую стандартизацию и сроки публикации информации в сети Интернет Правительством РФ и федеральных органов исполнительной власти.

Несколько позже, в 2012 году, в рамках программы «Информационное общество (2011-2020 годы)» возникла идея формирования «Открытого Правительства», в основе которого лежит процесс внедрения механизмов, направленных на повышение информационной открытости исполнительной власти. Механизмы осуществления регулируются «Концепцией открытости федеральных органов исполнительной власти», согласно которой органы власти в обязательном порядке должны предоставлять полную и достоверную информацию по запросам граждан, но само выполнение Концепции носит рекомендательный характер. Кроме того, мониторинг выполнения Концепции происходит не сторонним органом, а внутри самого органа исполнительной власти, следовательно, можно говорить о том, что не существует адекватного, незаинтересованного механизма контроля. В 2013 году Указом Правительства России вносятся поправки в закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», направленные на создание перечня общедоступной информации, размещаемой в сети Интернет органами государственной власти в том числе и регионального уровня) и местного самоуправления, внешний мониторинг так и не вводится.

Несмотря на большое количество нормативных актов о предоставлении и публикации информации в сети Интернет, большинство администраций региона разрабатывает свой стандарт, беря за основу «Методические рекомендации по внедрению принципов и механизмов открытого государственного управления в субъектах Российской Федерации» и разработки соседних регионов.

До конца апреля 2018 года будут приняты обновлённый стандарт открытости федеральных министерств и ведомств, а также методические рекомендации по внедрению принципов открытости в регионах. Об этом сообщил министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов 15 декабря в ходе круглого стола по вопросам повышения открытости госорганов Новосибирской области. Министр подчеркнул, что ключевая цель повышения открытости власти - решение реальных проблем, с которыми сталкиваются люди в повседневной жизни.

По словам Михаила Абызова, открытое государство строится на трёх главных принципах: качественное, понятное и объективное представление людям информации о работе органов власти, вовлечение людей в принятие государственных решений и реализация функций общественного контроля. Власть должна понимать свою подотчётность людям, ради которых она и существует, подчеркнул министр. Эти принципы легли в основу Стандарта открытости федеральных органов исполнительной власти, который реализуется последние несколько лет. Кроме того, в четырёх пилотных регионах - Москве, Туле, Красноярском крае и Татарстане - апробирован региональный стандарт открытости.

На базе этого опыта мы подходим к этапу окончания полномочий правительства и хотели бы до конца апреля 2018 года принять обновлённый стандарт и новую концепцию, учитывающую наработки за эти 5 лет для федеральных органов власти, а также принять методрекомендации для обеспечения основных механизмов открытости для регионов. Этот проект подготовлен Высшей школой экономики и в ближайшее время будет обсуждаться на площадке правительства. Мы будем формировать открытую платформу, чтобы этот механизм не был каким-то образом законсервирован, чтобы стандарт обновлялся и включал в себя библиотеку лучших практик и наработок во всех регионах РФ», - сказал Михаил Абызов.

Министр отметил, что в будущем хотелось бы рассчитывать на большую вовлечённость граждан в дела государства. Но люди не готовы тратить своё время и силы, чтобы просто поговорить на общие темы, - им нужно решение проблем, подчеркнул Михаил Абызов.

Если повестка, которую мы предлагаем для этого диалога, не соответствует вызовам, с которыми сталкивается человек, если она неактуальна - значит, она бессмысленна. Если мы не обсуждаем вопросы образования, здравоохранения, ЖКХ, но начинаем говорить про облачные технологии - эта повестка не нужна. Люди хотят видеть изменения от этих обсуждений, они хотят видеть, каким образом учтены их предложения», - подчеркнул министр.

Всё это должно базироваться на новой культуре чиновников. Если в положения и уставы о деятельности госорганов не будут включены мощные блоки, связанные с ответственностью перед гражданским обществом, то изменить культуру чиновников не получится.

Министр также призвал повышать уровень политической, общественной ответственности конкретных руководителей ведомств в регионах: чтобы региональный министр здравоохранения, образования, а не только губернатор работал с обращениями граждан и решал вопросы.

Сегодня органам власти необходимо расширение открытого аргументированного диалога с представителями общественного движения, общественными организациями, отметил, в свою очередь, врио губернатора Новосибирской области Андрей Травников.

Обоснованная критика и умение слушать друг друга всегда идёт только на пользу общему делу, если стороны настроены на конструктивный диалог. Благодаря реализации проекта "Открытое правительство" на территории нашего региона в общественном пространстве стали развиваться новые площадки для диалога. Это обусловлено вопросами, вызвавшими общественный резонанс. Очевидно, что формы обсуждения и общения необходимо менять. Но диалог и различные общественные обсуждения не должны быть ради обсуждения, любые дискуссии должны привести к каким-то решениям, компромиссам и движению», - считает глава региона.

Система взаимоотношений человека и государства, человека и власти будет изменяться с применением новых технологий, полагает Михаил Абызов. Форматы открытых дискуссий, офлайн-дискуссий, по его мнению, будут дополняться форматами интернет-взаимодействия.

Моё личное убеждение - невозможно всё перевести в электронную форму: работу с экспертами, вопросы общественного контроля. Я не видел успешных примеров, где качественно реализуется открытость власти без разговора "глаза в глаза", без эмоций и контакта, которые являются связующим звеном между властью и обществом. Но тем не менее эти современные форматы тоже надо реализовывать. Потому что это самый быстрый путь получить обратную связь по большой палитре вопросов. С другой стороны, это быстрый сервис для людей с точки зрения решения вопросов, которые их беспокоят. Но главное - чтобы это не превратилось в фетиш, чтобы это было по делу, удобно и полезно», - отметил Михаил Абызов.

В Новосибирской области, как и в других регионах РФ, реализуется проект «Бюджет для граждан», на базе которого разрабатываются, в том числе, и электронные сервисы, помогающие гражданам разобраться в бюджетных отношениях. 24 ноября в эксплуатацию запущен портал «Открытый бюджет» Новосибирской области.

Запуск портала обеспечивает три перспективы. Во-первых, портал становится значимым инструментом повышения качества общественного контроля в вопросах бюджетной тематики. Во-вторых, портал является хорошим вспомогательным инструментом для повышения финансовой грамотности населения и, в-третьих, портал в перспективе рассматривается как единая технологическая площадка для размещения на нём открытых данных о результатах формирования и исполнения бюджета», - пояснил временно исполняющий обязанности заместителя председателя правительства Новосибирской области Виталий Голубенко.

Итоги реализации проекта «Бюджет для граждан» в регионах будут подводиться 20 декабря на заседании Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства с участием главы Минфина Антона Силуанова, сообщил Михаил Абызов. По мнению министра, этот продукт становится своего рода навигатором, дающим человеку понимание того, на что тратятся деньги и, самое главное, - понимание того, какую поддержку от бюджета и в каких ситуациях человек может получить.

Но человек одновременно может являться и гражданином, имеющим право на субсидии и льготы, и на социальную помощь, и на помощь для семей с детьми. Нужен список вопросов, в котором можно проставить галочки и увидеть, в каком порядке и на что человек имеет право. Чтобы в несколько кликов получить этот сервис. Это будет такой калькулятор прав для человека. "Бюджет для граждан" нужно ориентировать на простого человека, на получение полезной и нужной информации в три клика», - подчеркнул Михаил Абызов.

Что касается непосредственно представления бюджета, то, по мнению министра, нужно на одном слайде делать презентацию с наглядной и конкретной информацией о том, столько детских садов будет построено, сколько школ и больниц отремонтировано, сколько перинатальных центров построено. Всё это нужно также отметить на геокарте.

Я убеждён, что простого человека в первую очередь интересует открытость власти в муниципалитете и в регионе - где он живёт и сталкивается с проблемами. На первый план выходит тема здравоохранения. Люди раньше хотели жить, а сейчас хотят жить долго, здорово. И чем больше мы будем делать в области здравоохранения, тем больше будут требования. Нас ждёт повышенный интерес и радикально повышенные требования со стороны человека к качеству работы наших учреждений здравоохранения. Чтобы не прийти к конфликту, нам нужны правильные нити общения и взаимодействия», - отметил Михаил Абызов.

Он выразил надежду, что после передачи полномочий по независимой оценке качества социальных услуг региональным общественным палатам такая оценка станет более объективной.

Главным направлением антикоррупционной деятельности государства является установление информационной прозрачности процесса функционирования исполнительной, законодательной, судебной власти, правоохранительных органов и органов местного самоуправления.

Важно подчеркнуть, что в современном мире движущей силой социального прогресса является движение информации.

Информационный обмен в современном обществе способствует формированию новой среды обитания, новых социальных и моральных ценностей, нового образа жизни и новых принципов управления. Информационно закрытые системы сегодня неконкурентоспособны.

В тех странах, где люди имеют полноценную информацию о деятельности власти, нет коррупции, а государство соблюдает законы, работает ответственно и эффективно на общее благо. С другой стороны, именно закрытость, утаивание правды, монополия на информацию есть основное оружие бюрократии, с помощью которого она пытается навязать обществу свою волю, оставаясь при этом без контроля. Следствием является ее безответственность, некомпетентность, коррумпированность и недееспособность в служении людям.

Вот почему такие успешные страны, как Финляндия, Дания, Исландия, Новая Зеландия, где, по данным «Трансперенси Интернешнл», практически нет коррупции, занимают первые места по уровню свободы прессы. В то же время самые коррумпированные страны занимают последние места в рейтинге свободы прессы. В 2006 г., например, Россия занимала по этому рейтингу 121 место из 167 стран.

Мировой опыт приводит к выводу: информационная прозрачность - движущая сила общества и власти. Она не только влияет на изменение правил поведения власти, повышая ее ответственность и эффективность работы на благо общества, но и способствует качественному изменению самого общества.

При этом важно подчеркнуть, что главный смысл информационной прозрачности государственной власти состоит не столько в том, чтобы наказать провинившихся, хотя неотвратимость наказания нарушивших закон должна быть. Сколько в том, чтобы устанавливать новые правила поведения в корпорации «государственная власть». Закон нарушается государственными служащим, судьей, милиционером, депутатом, военнослужащим, должностным лицом тогда, когда они осуществляют свою деятельность в тени, когда они информационно закрыты и недоступны для общества, а, следовательно, безответственны. Установление процедур информационной прозрачности деятельности государственной власти создает условия для обнаружения, выявления и поиска должностных лиц и представителей государственной власти, ответственных за те или иные решения и действия. Именно гласность в деятельности власти обеспечивает персональную ответственность ее представителей, создает условия опасности для коррупционеров, нарушителей закона, некомпетентного исполнения чиновниками своих служебных обязанностей.

Смысл информационной прозрачности деятельности власти состоит также в том, что деятельность представителей государственной власти становится открытой и доступной для общественного контроля. Угроза быть обнаруженным вне срока давности за взятки, мздоимство и другие нарушения закона заставит госслужащего, работника правоохранительных органов, военнослужащего, судью, представителя спецслужб, местного самоуправления соблюдать законы - работать ответственно, добросовестно и компетентно.

Таким образом, информационная прозрачность стимулирует новые общественные отношения, способствует модернизации России. Она создает условиям для ответственной, компетентной и эффективной деятельности власти, роста экономики, модернизации гражданского общества, а в конечном итоге, для искоренения причин коррупции.

Задача гражданского общества состоит в том, чтобы ускорить этот процесс. В связи с этим Межрегиональная общественная организация «Общественный антикоррупционный комитет» разработала законопроект «О гарантиях предоставления информации о деятельности и решениях государственных органов и органов местного самоуправления». Цель законопроекта - установить правовые процедуры общественного контроля над деятельностью органов госвласти и органов местного самоуправления посредством обеспечения открытости, информационной прозрачности их деятельности. Действие закона должно распространяться на исполнительную, законодательную, судебную, власть, другие государственные органы, а также органы местного самоуправления и их должностных лиц в целях усиления их подотчетности гражданскому обществу.

Прозрачность должна быть и в функционировании ЖКХ. Общество должно знать, откуда берутся такие высокие цены на тепло, газ, другие коммунально-жилищные услуги. Открытость и прозрачность ЖКХ остановит безудержный рост тарифов, так как вскроет диктат монополистов. Надо бороться с монополизмом тепловых, водных, энергетических структур в ЖКХ, а не форсировать переход к 100-процентной оплате услуг населением

Обнародование сведений федеральными и региональными органами исполнительной власти, органами власти местного самоуправления об исполнении бюджета, о реализации целевых программ, об открытых конкурсах, аукционах, тендерах, экспертизах и условиях их проведения, в процессе приватизации, функционирования ЖКХ, безусловно, будет способствовать повышению ответственности и компетентности работы госслужащих, устранению причин и условий коррупции.

Обнародование всех отзывов должностных лиц на законодательные инициативы поможет обнаружить механизмы лоббизма, который зачастую выходит за рамки правового поля. Принципиально важным в подготовке законопроектов исполнительной властью является введение практики служебной антикоррупционной экспертизы в министерстве юстиции, результаты которой также должны публиковаться.

Особенно важно обеспечение прозрачности и открытости в связи с инициативами о новом порядке избрания губернаторов. Существует такая точка зрения, что новая система выборов руководителей регионов депутатами региональных законодательных собраний по представлению Президента России еще больше усилит коррупцию. Многие опасаются, что при этой системе лоббистские группировки будут предлагать свои кандидатуры, их выбор будет непубличным, фактически назначенные таким образом руководители регионов будут работать на интересы выдвинувших их лоббистских группировок, а не на государство и его граждан. Отсюда делается вывод, что «назначенные» руководители регионов будут всю ответственность за свои действия перекладывать на Президента России, ответственности перед гражданами у них не будет никакой.

Чтобы этого не произошло, необходимо всю деятельность высших должностных лиц регионов сделать информационно прозрачной, а, следовательно, подконтрольной обществу. И тогда уже не важно, лоббистские группировки привели к власти того или иного руководителя региона, избран он с подачи Президента России депутатами регионов или на прямых выборах всеми гражданами. Принципиально важно, что граждане будут иметь возможность контролировать деятельность высшего должностного лица субъекта федерации постоянно, а не раз в 4-5 лет во время выборов. Тем самым во многом снимается проблема коррупции.

Доступной и прозрачной должна быть деятельность законодательной власти. Федеральный парламент, законодательные собрания субъектов Российской Федерации, представительные органы местного самоуправления должны размещать на своих сайтах не только все принятые законодательные акты, но и их проекты, принятые и внесенные поправки, постановления, а также все отзывы должностных лиц исполнительной власти на законодательные инициативы. Необходимо размещать и информацию о поименном голосовании депутатов.

В этом случае будет видна деятельность каждого депутата, и, следовательно, четко определена его персональная ответственность за принимаемые решения. Ответственной может быть только та деятельность, которая информационно открыта, а значит, предметна и видима. Информационная прозрачность законодательного процесса позволит снизить степень отчуждения между властью и гражданами, повысить ответственность депутатов федерального и регионального уровней и представительных органов местного самоуправления за качество и эффективность законотворчества.

Как результат, информационная прозрачность позволит предотвратить появление законодательства, порождающего коррупцию, добиться, чтобы юридические нормы и правила устанавливались в интересах человека и благополучия общества, были ясными и недвусмысленными, способствовали формированию эффективной и конкурентоспособной экономики, служили процветанию России.

Чрезвычайно важное значение имеет информационная прозрачность для эффективной работы судов. В нашей стране суд во многих случаях пока не стал ни скорым, ни правым, ни справедливым. Установление прозрачности в деятельности судов позволит во многом решить эти проблемы. Для этого, во-первых, все судебные органы различных уровней должны полностью размещать на своих сайтах открытые материалы судебных заседаний, судебные решения и постановления. Во-вторых, решения суда вступают в силу только после публикации их на сайте в Интернете. В-третьих, должны размещаться в Интернете все материалы квалификационных комиссий судей. Информационная открытость будет содействовать обеспечению подлинного равенства всех перед законом и судом и повышению ответственности и компетентности судей. Именно информационная прозрачность, устанавливающая общественный контроль, а не только повышение зарплаты судьям и обеспечение их неприкосновенности, будут способствовать справедливости и эффективности всей судебной системы, освобождению ее от коррупции и зависимости от исполнительной власти. Ибо в процесс общественного контроля над деятельностью судов обязательно включатся различные институты гражданского общества - общественные объединения юристов, средства массовой информации, правозащитные организации, союзы предпринимателей, профсоюзы, партии и общественные структуры. Важно подчеркнуть, что прозрачность суда обеспечит благоприятные условия для повышения компетентности и ответственности милиции, прокуратуры, спецслужб. Именно это является принципиальным фактором деятельности судебной системы и правоохранительных органов.

Воплощение в реальность таких постулатов, с одной стороны, создадут качественно новые правовые условия деятельности государства и общества, установив повседневный общественный контроль над государственными институтами. С другой стороны - процесс осуществления общественного контроля посредством прозрачности деятельности власти модернизирует само гражданское общество.

Немалую роль для общественности играют телефоны доверия, введенных в рамках стратегии борьбы с коррупцией. Это мощное оружие, обладающее доверием и нацеленное на перспективу. Это позволит принимать меры для оперативного реагирования на сообщения граждан о фактах нарушения законодательства.

Информационная прозрачность деятельности власти формирует отношения подотчетности власти гражданскому обществу. Когда власть с помощью гласности начнет держать реальный, а не пиаровский отчет о результатах своей деятельности, тогда она вынуждена будет перестраиваться: работать ответственно и компетентно на общее благо. Подотчетность потребует от власти быть ближе к людям, слышать их запросы, уважительно вести диалог с обществом на языке сотрудничества. В свою очередь гражданское общество благодаря возможности оказывать влияние на власть с помощью инструмента подотчетности начнет самоорганизовываться, быть активнее, повышать свою правовую и политическую культуру.

Ведущим принципом всей антикоррупционной политики должно быть постоянное повышение рисков, цены потерь и уровней нестабильности для вовлечённых в коррупцию государственных должностных лиц, представителей бизнеса и граждан. В противном случае коррупция будет восприниматься в обществе как малорискованная и высокодоходная деятельность в том смысле, что именно коррупционные отношения позволяют надёжно и быстро решать проблемы.

Этот ведущий принцип может быть реализован в следующих трёх основных блоках направлений антикоррупционной деятельности, которые могли бы способствовать снижению уровня коррупции в целом:

§ Изменение сознания чиновников, бизнесменов и граждан, формирование негативного отношения и негативных представлений о коррупции.

§ Пресечение коррупционных действий и наказание за них с применением правоохранительных, административных и общественных механизмов.

§ Формирование условий, препятствующих коррупционным действиям и способствующих осуществлению деятельности чиновников, бизнесменов и граждан без вступления в коррупционные отношения.

Коррупция никогда не бывает полностью публичной, чаще всего полную и точную информацию о тех или иных коррупционных действиях имеют только их непосредственные участники. Все способы и процедуры осуществления коррупционных действий передаются в неформальном общении между потенциальными её участниками. Не существует зафиксированных в документах точных сведений о том, кому и как давать взятки в тех или иных организациях, потому что практика взяточничества постоянно изменяется.

Неформальный характер обмена коррупционным опытом и информацией о коррупции затрудняет сбор доказательств о нарушениях законов или норм морали при осуществлении действий, которые потенциально могут стать коррупционными. В результате у коррупционеров усиливается ощущение безнаказанности, а у граждан - ощущение безысходности борьбы с коррупцией.

Поэтому привлечение средств массовой информации окажется эффективным рычагом в борьбе с коррупцией. Владимир Путин считает средства массовой информации одним из самых эффективных средств борьбы с коррупцией.

«Что касается коррупции, много способов (борьбы с ней), и один из них - развитие средств массовой информации», - сказал экс президент России на пресс-конференции в Кремле.

Средства массовой информации в области антикоррупционной деятельности могут, в частности, следующее:

· Просвещать граждан о коррупции и способах жизни без коррупции, устраивать своеобразные акции отказа от взяток. Многих граждан это интересует, такими акциями средства массовой информации привлекут к себе внимание своих потенциальных аудиторий, усилят свою общественную поддержку, повысят доходы от рекламы и т.п.

· Просвещать чиновников о коррупции и способах жизни без коррупции.

· Выстраивать коммуникацию между гражданами и чиновниками, бизнесменами и чиновниками, чтобы они постепенно находили возможности обсуждать реальные коррупционные действия и способы их избегать в своих практиках. Пока эти социальные группы о коррупции говорят на разных языках.

· Искать и описывать опыт противодействия коррупции в других населённых пунктах и регионах нашей страны. В этих случаях вполне можно ожидать распространения по регионам снижения коррупции в отдельных сферах деятельности. В этом довольно часто могут быть заинтересованы чиновники, бизнесмены, активисты негосударственных организаций, поэтому перспективы распространения российского опыта противодействия коррупции есть.

· Просвещать граждан, бизнесменов и чиновников о том, какими методами осуществляется успешное противодействие коррупции в других странах. Нужно только учитывать, что опыт, даже самый успешный, других стран должен обязательно адаптироваться к условиям России, не может применяться непосредственно.

Несколько средств массовой информации могли бы, объединив финансы, заказывать специализированным социологическим агентствам проведение объективных исследований коррупции. Очень интересными могли бы быть серии публикаций о коррупции, проводимые синхронно на основе исследований на телевидении, радио и в газетах. Кроме того, средства массовой информации могли бы своими публикациями способствовать выделению финансирования исследований коррупции и разработок антикоррупционных программ российским бизнесом и некоммерческими фондами.

Собирать досье и базы данных о потенциально коррупционных действиях и о потенциальных коррупционерах. При появлении информации из правоохранительных органов о начале уголовных преследований они, в таких случаях, могут с соблюдением мер предосторожности, публиковать дополнительные сведения, способные улучшить понимание предъявленных обвинений или предоставить оправдания незаслуженно обвинённым.

Содействовать разработкам и реализации антикоррупционных стратегий в городах, районах и регионах нашей страны. Такое содействие может быть как информационным, так и организационным.

Всей своей деятельностью способствовать расширению открытости органов власти и бизнеса для общества. Эта деятельность косвенно будет, как в большинстве стран мира, снижать уровень коррупции.

В итоге - средства массовой информации могут инициировать противодействие коррупции, просвещать и направлять эту деятельность, быть инициаторами и организаторами постоянных обсуждений проблем коррупции.

Из-за неполноты информации любые публикации в средствах массовой информации о коррупции остаются неточными, неполными, не позволяющими обычно использовать такие публикации для предъявления юридических обвинений потенциальным коррупционерам. Это ещё больше усиливает ощущение безысходности в обществе и безнаказанность коррупционеров. А для журналистов такие публикации имеют высокий риск гибели и получения судебных исков со стороны описанных в этих публикациях коррупционеров, причём исков, в которых позиции коррупционеров по защите их чести и достоинства, как правило, выглядят в судебных заседаниях более обоснованными в силу юридической недоказанности обвинений. Как пример, корреспондент газеты «Московский комсомолец» Дмитрий Холодов, занимавшийся расследованием фактовкоррупции в Российской армии, погиб 17 октября 1994 года на рабочем месте в редакции от взрыва, когда открывал переданный ему дипломат, якобы содержащий важные документы. По подозрению в организации убийства журналиста в 1998-1999 годах были задержаны пятеро военнослужащих.
Всем шестерым былопредъявлено обвинение в убийстве и в совершении ряда других преступлений. Судебное рассмотрение началось 9 ноября 2000 года. 26 июня 2002 года Московский окружной военный суд оправдал подсудимых, однако в мае 2003 года приговор был отменен Военной коллегией Верховного суда по протесту Генпрокуратуры и жалобе родителей и коллег Холодова. Повторный процесс закончился в июле 2004 года также полным оправданием обвиняемых. А в марте 2005-го законность оправдательного приговора подтвердил Верховный суд, и он вступил в законную силу.

Поскольку для снижения уровня коррупции очень важно улучшение информированности о ней и изменение отношения к ней в обществе, роль средств массовой информации в противодействии коррупции очень важна. Были бы у редакторов и журналистов желание и возможности заниматься этой сложной, временами опасной, но весьма значимой для общества деятельностью.

УДК 342.52:342.55:004.738.5:303.028

КОСАРЕЦКИЙ С.Н. Информационная открытость

сайтов законодательных органов государственной власти субъектов РФ

Автор статьи раскрывает сущность информационной открытости официальных сайтов законодательных органов государственной власти субъектов РФ. Современные интернет-технологии открывают новые возможности многосторонней коммуникации между государственными органами власти и гражданами. Наиболее эффективным инструментом доступа к полной и достоверной информации о функционировании государства являются официальные сайты государственных органов власти.

Ключевые слова: информационная открытость, официальный сайт, законодательный орган власти, степень информационной открытости.

Сегодня информационная открытость, использование интерактивных технологий - не право, а обязанность государственных органов власти. Это путь к созданию государства, максимально удобного для своих граждан. Интернет часто становится первым источником официальной информации для рядового гражданина.

Информационная открытость - это возможность получения сведений о деятельности органов государственной власти посредством гарантированного доступа к носителям информации (документам, другим аудиальным и визуальным носителям), на которых фиксируются решения, затрагивающие общественно значимые вопросы.

Возможность получения общественностью полной и достоверной информации о функционировании государства и его органов приводит одновременно к нескольким социально значимым результатам. Во-первых, оно способствует формированию активного и информированного электората, осуществляющего политический выбор со знанием дела и в меньшей степени подверженного эмоциям и

популистским настроениям. Усиливается зависимость государственных органов от населения в силу адекватной оценки их деятельности. Кроме того, при условии максимальной осведомленности граждане квалифицированно участвуют в общественной жизни и в обсуждении общественно значимых законопроектов. Приходит понимание и принятие со стороны населения тех целей, которые ставят депутаты, что гарантирует легитимность принятых законодательных актов. Чем больше информации доступно общественности, тем меньше слухов и подозрений о деятельности власти, тем выше народное доверие и поддержка.

Понятие информационной открытости охватывает общий режим циркуляции потоков информации в обществе и в то же время особую характеристику деятельности законодательных органов, когда большая часть создаваемой и используемой этими органами информации находится в свободном доступе для общественности.

Исследовательской группой под руководством И.М. Дзялошинского был проведен ряд исследований по изучению информированности населения о деятель-

ности органов власти1. В частности, была изучена информационная активность населения. Полученные данные свидетельствуют о том, что к числу информационно активных граждан можно отнести примерно 18% опрошенных, которые заявили, что довольно часто пытаются получить дополнительную информацию по различным интересующим их вопросам. Еще 36% опрошенных иногда пытаются получить дополнительную информацию.

Принцип информационной открытости законодательных органов реализуется посредством освещения их деятельности в печати, на радио, телевидении и в сети Интернет через официальные сайты органов законодательной власти. Функция по информационному освещению законотворческой деятельности, как правило, отводится информационно-аналитической службе при законодательном органе власти.

Технологии интернет-коммуникации приобретают все большее значение в вопросах политического управления на разных уровнях. Президент РФ Д.А. Медведев на заседании Совета по развитию информационного общества в феврале 2009 года отметил необходимость обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, внедрения механизмов для работы электронного правительства, расширения использования информационных технологий в государственном и муниципальном управлении2.

В настоящее время официальный сайт законодательного органа власти - это не просто атрибут современной политики, а наиболее эффективное средство распространения официальной информации о деятельности государственной власти. По содержанию официальных сайтов можно судить об уровне информационной открытости и закрытости каждого органа власти и государства в целом, прозрачности управленческих решений и процедур, возможности граждан страны получать интересующую их информацию. В связи с тем, что 1 января 2010 года вступил в силу Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятель-

ности государственных органов и органов местного самоуправления», официальные сайты государственных органов становятся одним из основных источников информации, следовательно, сравнительный анализ их информационного содержания приобретает важное значение.

Эксперты Института развития свободы информации (ИРСИ)3 проводят мони-торинги информационной открытости официальных сайтов государственных органов власти с 2004 года. Официальные сайты законодательных органов власти экспертами ИРСИ оцениваются по 80 параметрам, в свою очередь все параметры делятся на подпараметры и параметры для оценки.

Основными параметрами для оценки информационной открытости сайта законодательного органа власти являются:

1. Общая информация о законодательном органе. В данный параметр включены следующие подпараметры: правовой статус законодательного органа государственной власти субъекта РФ, сведения о руководстве, общая и контактная информация.

2. Структура законодательного органа государственной власти субъекта РФ. Этот параметр содержит такие подпараметры, как сведения о структурных подразделениях законодательного органа, сведения о депутатах, сведения о представителях законодательного органа государственной власти.

3. Сведения о деятельности законодательного органа в сфере своей основной компетенции включают сведения о законопроектной деятельности; о заседаниях законодательного органа; заседаниях его структурных подразделений, депутатских слушаниях; нормативно-правовом регулировании его деятельности.

4. Работа законодательного органа государственной власти субъекта РФ с гражданами. Его подпараметрами являются: адреса местонахождений приемных депутатов; обзор обращений граждан в законодательный орган государственной власти; интерактивная возможность отправить обращение в законодательный орган через сайт законодательного органа.

5. Дополнительные значимые параметры содержат такие подпараметры, как регистрация официального сайта законодательного органа; наличие базы данных законодательства субъекта Российской Федерации; наличие собственной новостной ленты по тематике деятельности; указание на то, что данный Интернет-сайт является официальным сайтом законодательного органа субъекта РФ; возможность подписки на новости официального сайта; наличие рубрики «вопрос-ответ» на официальном сайте.

6. Технические требования. В данный параметр включены: наличие карты официального сайта; наличие функции поиска по сайту; наличие функции расширенного поиска по сайту законодательного органа; наличие функции поиска по базе данных нормативных правовых актов, размещенных на официальном сайте; указание форматов документов, доступных для загрузки с сайта; указание размеров документов, доступных для загрузки с сайта законодательного органа, наличие функции «версия для печати».

Также сайты оцениваются с точки зрения полноты, актуальности, доступности размещенной информации.

В феврале 2010 года экспертами ИРСИ был опубликован итоговый сводный рейтинг информационной открытости официальных сайтов законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации за 2009 год. В рейтинге с большим отрывом лидирует сайт Законодательного собрания Санкт-Петербурга со степенью информационной открытости 80,86%. На втором месте - Законодательное собрание Кировской области (70,40%), на третьем - областная Дума Тюменской области (65,21%). Для сравнения: официальный сайт Орловского областного Совета народных депутатов - на пятьдесят третьем месте со степенью информационной открытости 38,62%.

В федеральных округах Российской Федерации согласно этому рейтингу максимальную степень открытости законодательных органов власти продемонстрировал Уральский федеральный округ. На втором месте - Поволжский федеральный округ, на третьем месте - Сибирский фе-

деральный округ, на четвертом - Дальневосточный федеральный округ, СевероЗападный - на пятом месте, Центральный - только на шестой позиции, а за ним следуют Южный и Северо-Кавказский федеральные округа (рис. 1).

О Степень информационной отткрытостн, о/о

Рис. 1. Степень информационной открытости законодательных органов государственной власти субъектов РФ по федеральным округам

В Центральном федеральном округе наиболее открытым и информационно насыщенным является сайт городской Думы Москвы (59,68%), далее следуют сайты областной Думы Смоленской и Ярославской областей. Сайт Орловского областного Совета народных депутатов4 расположился на девятом месте среди 18 регионов ЦФО (табл. 1).

Если говорить об областях, соседних с Орловской, то нас по информационной открытости обгоняют только официальные сайты Белгородской и Тульской областных дум (рис. 2).

Подводя итог, можно сказать, что информационная открытость деятельности органов законодательной власти - это процесс создания условий для эффективного удовлетворения информационных потребностей граждан РФ. Официальный сайт законодательного органа власти -это один из главных инструментов коммуникаций с обществом. Его открытость и

среднерусский вестник общественных наук

1 Москва Городская Дума http://www.duma.mos.ru 59,68%

2 Смоленская область Областная Дума http://www.smoloblduma.ru 57,71%

3 Ярославская область Областная Дума http: //www. adm.yar.ru/duma 57,40%

4 Московская область Областная Дума http://moduma.ru 49,94%

5 Белгородская область Областная Дума http://duma.bel.ru 49,04%

6 Ивановская область Областная Дума http://www.ivoblduma.ru 47,69%

7 Тверская область Законодательное Собрание http: //www.zsto. ru 43,97%

8 Тульская область Областная Дума http://www.tulaoblduma.ru 41,29%

9 Орловская область Областной Совет народных депутатов http://www.oreloblsovet.ru 38,62%

10 Костромская область Областная Дума http://www.kosoblduma.ru 33,93%

11 Рязанская область Областная Дума http://www.duma.ryazan.net 31,72%

12 Владимирская область Законодательное Собрание http: //www.zsvo. ru 31,62%

13 Воронежская область Областная Дума http://www.vrnoblduma.ru 31,11%

14 Тамбовская область Областная Дума http: //www.tambov.gov. ru/duma 28,43%

15 Калужская область Законодательное Собрание http://parl iament.kaluga.ru 27,13%

16 Курская область Областная Дума http://oblduma.kursknet.ru 26,64%

17 Липецкая область Областной Совет народных депутатов http://www.oblsovet. ru 25,43%

18 Брянская область Областная Дума http://duma.bryansk.ru 17,16%

шСайт Белгородской областной Думы

□ Сайт Тульской областной Думы

□ Сайт Орловского областного Совета народных депутатов

□ Сайт Воронежской областной Думы

□ Сайт Тамбовской областной Думы

□ Сайт Законодательного Собрания Кагдоской области

□ Сайт Курской областной Думы

Рис. 2. Степень информационной открытости законодательных органов государственной власти субъектов РФ граничащих с Орловской областью

в Сайт Липецкого областного Совета народных депутатов □ Сайт Брянской областной Думы

доступность - первые признаки развитого гражданского общества.

Официальные сайты в ближайшем будущем должны занять место основного источника полной и достоверной официальной информации о деятельности государства. К такому выводу позволяют прийти следующие обстоятельства:

Во-первых, государственные информационные ресурсы являются самыми востребованными в обществе;

Во-вторых, государство является владельцем самого большого объема социально значимой информации;

В-третьих, Интернет является самым эффективным современным средством распространения информации;

Наконец, наличие у государственных органов своих официальных сайтов возлагает на них не только юридическую, но и социальную ответственность за размещенную на этих сайтах информацию.

Иные средства распространения информации, в том числе СМИ, теоретически являются независимыми от органов государственной власти и могут лишь представлять собственную интерпретацию официальной государственной точки зрения, порой не совпадающую с первоисточником. В потоке информации, исходящем из различных СМИ, неискушенному гражданину порой очень сложно установить официальную точку зрения своего государства по конкретным событиям, которые волнуют общественность. Развитие государственных общедоступных (электронных) информационных ресурсов позволит решить эту проблему.

Следовательно, развитие официальных сайтов законодательных органов государственной власти субъектов РФ -обязательное условие планомерного развития информационной открытости зако-

нодательной власти и конструктивного взаимодействия с населением, способствующего экономическому и общественному процветанию нашей страны.

Литература

1. Иванченко А.В. Обеспечение открытости органов власти для граждан и юридических лиц. М.: Фонд «Либеральная миссия», 2007. 328 с.

2. Корченкова Н.Ю. Принцип информационной открытости как требование современной демократии // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Право. 2000. № 1. С. 124-128.

3. Павлов И., Шибалова Ю. Информационная открытость интернет-представительств федеральных органов исполнительной власти // Политическая наука. 2007. № 4. С. 221-236.

4. Россошанский А.В. Проблема информационной открытости публичной власти в современной России // Власть. 2009. № 11. С. 29-33.

5. Смагин В.А. К вопросу об информационной открытости политической системы России // Власть. 2007. № 10. С. 47-48.

6. Шустеров Д.М. Проблемы информационной открытости органов власти как фактор формирования информационного пространства региона // Регионология. 2007. № 1. С. 257-263.

1 Россошанский А.В. Проблема информационной открытости публичной власти в современной России // Власть. 2009. № 11. С. 33.

2 Заседание Совета по развитию информационного общества. Москва, Кремль. 12 февраля 2009 год. Стенографический отчёт. http://www.kremlin.ru/appears/2009/02/12/ 1555_type63378type63381_212850.shtml

3 http://www.svobodainfo.org

4 http://www.oreloblsovet.ru

среднерусский вестник общественных наук

Президент Российской Федерации является главой государства, гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

В ст. 11 Конституции Российской Федерации закреплено, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации и суды Российской Федерации.

Согласно Конституции Российской Федерации Президент не входит ни в одну из ветвей власти. Так, не вызывает никаких сомнений, что Президент Российской Федерации не входит ни в законодательную власть, ни в судебную власть. Но в той мере, в какой Президент Российской Федерации непосредственно выполняет функции исполнительной власти либо определяет содержание деятельности Правительства, на него должен распространяться принцип разделения властей.

Анализ полномочий Президента Российской Федерации дает основание полагать, что Президент не только «встроен» в систему исполнительной власти, но и фактически возглавляет ее. Это касается не только руководства отдельными федеральными органами исполнительной власти, но и назначения руководителей исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Информационная открытость решений Президента Российской Федерации обеспечивается по двум каналам. Первый -- открытость решений собственно Президента и подчиненных ему органов. Это, например, президентское послание парламенту -- обращение главы государства к высшему законодательному (представительному) органу государственной власти страны с отчетом о проделанной деятельности либо о законодательных и иных планах на предстоящий период. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 84) Президент Российской Федерации обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Второй -- установление правовыми актами Президента Российской Федерации правил открытости, обязательных как для него самого, так и для иных органов власти. И здесь конечно же нельзя не назвать уже упоминавшийся Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 1993 г. 2334 «О дополнительных гарантиях права граждан на информацию»

Следует также отметить Указ Президента Российской Федерации от 24 ноября 1995 г. 1178 «О мерах по обеспечению открытости и общедоступности нормативных актов», который был принят в целях приведения порядка опубликования нормативных актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в соответствиес Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О государственной тайне» и ст. 10 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации». Этим Указом руководителю Администрации Президента Российской Федерации в трехмесячный срок было поручено подготовить и представить предложения по обеспечению в установленном порядке открытости и общедоступности неопубликованных нормативных актов Президента Российской Федерации, устанавливающих правовой статус федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации, и содержащихся в секретных нормативных актах Президента Российской Федерации сведений по указанным вопросам, не составляющих государственную тайну.

Говоря об информационной открытости Президента Российской Федерации нельзя не затронуть деятельность в этой сфере подчиненных ему органов и должностных лиц. Так, Администрация Президента Российской Федерации является государственным органом, сформированным в соответствии с п. «и» ст. 83 Конституции Российской Федерации, который обеспечивает деятельность Президента Российской Федерации и осуществляет контроль за исполнением его решений. В настоящее время Администрация Президента Российской Федерации обладает весьма широким кругом полномочий и зачастую активно вмешивается в деятельность иных государственных органов, прежде всего исполнительной власти.

При рассмотрении вопросов предоставления информации о деятельности органов исполнительной власти целесообразно особое внимание уделить положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2003 г. 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти». В юридической литературе справедливо отмечается, что принятие данного постановления Правительства стало важным этапом становления информационной открытости государственных органов.

Данным постановлением в целях обеспечения реализации прав граждан и организаций на доступ к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти и в соответствии с Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» Правительство Российской Федерации утвердило перечень сведений о деятельности Правительства и федеральных органов исполнительной власти, обязательных для размещения в информационных системах общего пользования.

При этом федеральным органам исполнительной власти было предписано обеспечить доступ граждан и организаций к информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти, за исключением сведений, отнесенных к информации ограниченного доступа, путем создания информационных ресурсов в соответствии с перечнем, утвержденным данным постановлением; своевременно и регулярно размещать указанные информационные ресурсы в информационных системах общего пользования, в том числе в Интернете; систематически информировать граждан и организации о деятельности федеральных органов исполнительной власти иными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

Сведения о деятельности Правительства Российской Федерации, обязательные для размещения в информационных системах общего пользования, содержатся:

  • * в федеральных законах, указах Президента Российской Федерации и иных нормативных правовых актах, составляющих правовую основу деятельности Правительства Российской Федерации, в том числе Регламенте Правительства, Положении об Аппарате Правительства;
  • * нормативных правовых и иных актах Правительства;
  • * решениях судов о признании недействующими актов Правительства;
  • * текстах официальных выступлений и заявлений Председателя и членов Правительства;
  • * перечнях и текстах международных договоров и соглашений Российской Федерации, заключенных (подписанных) Правительством;
  • * обзорах обращений граждан и организаций в Правительство, обобщенной информации о результатах рассмотрения таких обращений и принятых мерах.

Это также сведения:

  • * о составе, задачах и деятельности координационных и совещательных органов, образуемых Правительством;
  • * о принятых Правительством федеральных целевых программах;
  • * о законопроектной деятельности Правительства;
  • * о программах и планах деятельности Правительства;
  • * об официальных визитах и рабочих поездках Председателя и членов Правительства, а также правительственных делегаций;
  • * о мероприятиях, проводимых в официальной резиденции Правительства (заседания, совещания, встречи, пресс-конференции, семинары и брифинги, «круглые столы»), и иная информация о повседневной деятельности Правительства;
  • * о материалах к заседанию Правительства (а также повестка дня заседания Правительства);
  • * о решениях, принятых на заседаниях Правительства, и об их исполнении;
  • * о взаимодействии Правительства с иными органами государственной власти Российской Федерации, общественными объединениями, политическими партиями, профессиональными союзами и другими организациями, в том числе международными;
  • * об основных показателях социально-экономического развития Российской Федерации и исполнении федерального бюджета;
  • * о государственной службе в Аппарате Правительства;
  • * о Председателе и членах Правительства, руководителях федеральных органов исполнительной власти, заместителях руководителей, руководителях структурных подразделений Аппарата Правительства, а также руководителях организаций и органов, образованных при Правительстве;
  • * о задачах и функциях структурных подразделений Аппарата Правительства, организаций и органов, образованных при Правительстве;
  • * о порядке работы Аппарата Правительства, в том числе о порядке работы подразделения по работе с обращениями граждан, а также телефоны и адресные реквизиты (почтовый адрес, адрес электронной почты и др.), телефоны справочной службы.