Правовое регулирование договора купли-продажи. Договор купли-продажи

Введение 3

Правовое регулирование договора купли-продажи 4

Общие положения о купле-продаже 8

Предмет договора купли-продажи 13

Обязанности покупателя 16

Заключение 19

Список использованной литературы 20

Введение.

Договор купли-продажи является одним из основных видов обязательств по передаче имущества в собственность или в иное вещное право. Известная нам история правового регулирования этого договора насчитывает почти 4 тысячи лет. В процессе развития правовых систем происходил естественный отбор правовых норм о купле-продаже. Случайные положения со временем отсеивались уступая место более обоснованным и качественным, повышался уровень юридической техники. Правовые нормы первоначально регулировавшую куплю-продажу постепенно приобрели характер общих положений для других гражданско-правовых сделок. Благодаря этому институт купли-продажи оказал серьезное влияние на формирование договорного права всех правовых систем. Договор купли-продажи играет ведущую роль в опосредовании международных экономических отношений. Его регулированию служит Конвенция ООН 1980г. “О договорах международной купли-продажи товаров”. С течением времени расширяется круг видов купли-продажи. В качестве разновидности купли-продажи рассматривается поставка, энергоснабжение, контракция, продажа с использованием автоматов, биржевая торговля и т.д.

В различных правовых системах имеются свои особенности в регулировании купли-продажи. Например, в США особое значение придается гарантиям исполнения: понятию гарантий, подразумеваемым гарантиям, лицам, в чью пользу действуют гарантии, средствам защиты в случае нарушения гарантий. Во французском гражданском праве значительное влияние уделяется природе и форме продажи, обязательствам продавца и покупателя. Однако во всех правовых системах важнейшее значение придается передаче права собственности на вещи (имущество, товар) по договору купли-продажи и существенным условиям данного договора: его предмету, цене, ответственности сторон за соблюдение договорных условий, а также некоторым дополнительным условиям – о сроках, месте и порядке передачи товара, его перевозке и страховании, порядке расчетов и т.д.

Правовое регулирование договора купли-продажи.

Основными формами отношений субъектов хозяйствования при осуществлении ими своей хозяйственной и производственной деятельности является поставка и купля-продажа. Причем, последняя в настоящее время, в условиях складывающейся рыночной экономики, получила довольно широкое распространение.

Так как в соответствии со п. "о" ст. 71 Конституции Российской Федерации 1 гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации, ниже речь пойдет только о федеральном законодательстве.

Итак, отношения купли-продажи регулируются положениями действующего на территории России гражданского законодательства и договорами купли-продажи, заключенными между сторонами сделки. Оптовый оборот товаров, длительность хозяйственных связей, отношения между профессиональными продавцами и покупателями определены в Гражданском кодексе 2 Российской Федерации как поставка товаров. Определенные условия таких коммерческих отношений, прежде всего, являются компетенцией их участников. Вместе с тем, есть признанные стандарты коммерческого оборота, также нужно учитывать правила, установленные Венской конвенцией о международных договорах купли-продажи 3 , участником которой является Россия.

Как один из наиболее распространенных в деловом обороте договоров, договор купли-продажи достаточно урегулирован ГК 4 , учтены особенности нескольких видов договоров купли-продажи, в основном, связанные с объектом и целями договоров, с составом их участников. Исключительные права на определение условий договора, регулирование правоотношений его участников отнесены ГК к правам сторон, что соответствует требованиям рыночных отношений.

С принятием части второй ГК сузилась сфера действия Основ гражданского законодательства 1991 г. 5 : к отношениям купли продажи применяются лишь нормы раздела VII Основ о правоспособности иностранных лиц и действии иностранных гражданских законов и международных договоров.

Наряду с ГК значительную роль в регулировании отношений купли-продажи играют специальные законы, а также подзаконные нормативные акты: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты отдельных федеральных органов власти 6 .

Так, например, среди законов, наряду с ГК, необходимо выделить Федеральный закон "О защите прав потребителей" 7 . Данный закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров, устанавливает права потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

В сложившихся правовых условиях текущего периода хозяйствующие субъекты, участники договорного процесса, стороны договоров не всегда имеют возможность найти тот законодательный или иной нормативный материал, который в более конкретной форме помог бы сторонам договора принять правильное решение по регулированию условий их отношений.

Многие положения таких ранее действовавших актов, как положения о поставках продукции и товаров, инструкции о порядке приемки продукции и товаров по количеству и качеству, особые условия поставки многих отдельных видов продукции производственно-технического назначения и товаров народного (бытового) потребления и других нельзя применить как нормативы. Но воспользоваться приемлемыми положениями этих документов в части, не противоречащей действующему законодательству, применить их в условиях конкретного договора, решением сторон, распространив действие названных документов или их части на условия отношений сторон по договору, могут участники договорного процесса (зачастую это и необходимо).

Как уже отмечалось выше, отдельные вопросы, связанные с договором куплей-продажей, регулируются постановлениями правительства Российской Федерации. Так, например, вопросы срока годности товара, наряду со статьей 472 ГК, регламентируется также постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. N 720, которым утвержден Перечень товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению 8 .

В условиях нарождающегося рынка не следует пренебрегать многолетней практикой применения вышеназванных документов. При заключении договоров целесообразно опираться на нормативы, содержащиеся в ГК и регулирующие общие моменты всего комплекса мер по надлежащему исполнению волеизъявления сторон по заключаемому между ними договору купли-продажи. При заключении договоров, во избежание разночтения в последующем, необходимо прямо указывать (делать ссылку), какой нормативный акт или отдельные пункты его определены сторонами договора в качестве регулятора отношений между ними по тем или иным условиям договора купли-продажи.

Источники правового регулирования договоров международной купли-продажи товаров имеют определенную специфику. К основным источникам относят международные договоры, отечественное законодательство, обычаи.

Практически во всех странах приняты законодательные акты, содержащие нормы, регулирующие отношения по международной купле-продаже. Например, во Франции, Германии, США, Швейцарии такие нормы содержатся в торговых кодексах. В Великобритании приняты специальные законодательные акты по международной купле-продаже (Закон Великобритании 1979 г. о купле-продаже товаров, Единообразный закон о международной купле-продаже).

В Российской Федерации вопрос о соотношении международного договора и отечественного закона решается следующим образом. Согласно Конституции России 1993 г. общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, регулируемым гражданским законодательством, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта (п. 2 ст. 7 ГК РФ). Если международным договором, в котором участвует Российская Федерация, установлены иные правила, чем предусмотренные гражданским законодательством, то применяются правила международного договора. В практике международной торговли применяются следующие основные источники регулирования отношения внешнеторговой купли-продажи:

* Конвенция о признании и приведении исполнение иностранных арбитражных решений (Нью-Йорк, 1958 г.);

* Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже (1961г.);

* Конвенция ООН об исковой давности в международной купле-продаже товаров (Нью-Йорк, 1974 г.);

* Конвенция о праве, применимом к договорным обязательствам (Рим, 1980);

* Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 1980 г.);

* Конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров (1985 г.);

* Соглашение между государствами - участниками СНГ от 20 марта 1992 г. "Об общих условиях поставок товаров между организациями государств - участников Содружества Независимых Государств и другие международные Конвенции, соглашения и прочие акты, регулирующие внешне-экономическую деятельность.

В России принят Федеральный закон от 13 октября 1995 г. "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности". Закон определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществления российскими и иностранными лицами, права, обязанности и ответственность органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности. В соответствии со ст. 10 Закона правом осуществления внешнеторговой деятельности обладают все российские лица, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.

Иностранные лица осуществляют внешнеторговую деятельность в РФ в соответствии с законодательством РФ. Особо оговорено, что Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования осуществляют внешнеторговую деятельность непосредственно только в случаях, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами и иными нормативными актами субъектов РФ (ст. 11).

Конституция РФ (ст.15) предусматривает, что составной частью правовой системы нашего государства являются международные договоры РФ. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем установленные законом, то применяются правила международного договора.

Применительно к внешнеэкономическим контрактам важное значение имеют 2 вида международных договоров.

К первому из них относятся договоры, устанавливающие режим торговли между двумя государствами или группой государств, например, договоры о внешнеэкономическом сотрудничестве, товарообороте и платежах.

Договоры второго вида содержат гражданско-правовые правила, регулирующие имущественные отношения, возникающие из внешнеэкономических контрактов.

При составлении контракта и согласовании его условий с зарубежным партнером прежде всего необходимо проверить, действуют ли в отношениях между Россией и государством, к которому принадлежит зарубежный контрагент, международные договоры первого вида. Правовой режим межгосударственной торговли непосредственно влияет на уровень цен. Межгосударственные договоренности о контингентах взаимопоставляемых товаров создают соответствующие предпосылки для получения лицензий и иных разрешений, если они необходимы, а по вопросам платежей - предопределяют контрактные условия о расчетах, в том числе и о валюте платежа.

Сделки, заключаемые с иностранными контрагентами, регулируются нормами права той или иной страны. Применяемое к ним право определяется по соглашению сторон Контракта. Действующее в России законодательство, как и право большинства других стран мира исходит из того, что стороны внешнеэкономической сделки свободны в выборе применимого права. Однако при его выборе возникают серьезные сложности не только у неискушенных в праве людей, но и профессиональных юристов, которые недостаточно глубоко знают иностранное право, регулирующее коммерческие отношения.

Общие нормы гражданского законодательства, регулирующие международную куплю-продажу товаров, действующие в настоящее время на территории РФ, содержится в основном в ГК РФ 1994 г. Вопрос о пределах применения Основ законодательства 1991 г. и ГК 1964г, иных нормативных актов РФ и Союза ССР, действовавших на территории Российской Федерации, необходимо решать на основе Федерального закона от 30 ноября 1994 г. "О введении в действие ч. 1 Гражданского кодекса РФ".

Применение тех или иных норм ГК РФ определяется видовой принадлежностью договора. Обычно по контракту международной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Правовому регулированию договора розничной купли-продажи в Гражданском кодексе РФ посвящен параграф 2 главы 30 (ст. 492-505).

Наряду с обозначенными статьями, к правоотношениям, возникающим из договора розничной купли-продажи, применяются общие правила Гражданского кодекса о сделках, исковой давности, обязательствах, договоре, а также купле-продаже (§1 гл. 30), если они не противоречат специальным нормам, установленным для розничной купли-продажи.

В частности, к ним относятся: положения о форме сделок (ст. 158-165), их недействительности (ст. 166-181), общем трехгодичном сроке исковой давности и порядке его исчисления (ст. 196, 200), возмещении убытков в полном объеме при нарушении договора (ст. 15, 393), принципах исполнения обязательств (ст. 309, 310) и порядке заключения договора (ст. 432-443, 445, 446), его прекращении и изменении (ст. 450), сроке исполнения (ст. 457), количестве, качестве и комплектности товара (ст. 465, 466, 469, 478-480), основаниях ответственности по законной и договорной гарантиям качества (ст. 476) и др.

Наряду с ГК РФ отдельные виды договора розничной купли-продажи регулируются постановлениями Правительства РФ. Так, например, Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1997 г. №918 утверждены Правила продажи товаров по образцам. При продаже товаров по образцам покупателю предоставляется возможность самостоятельно или с помощью продавца ознакомиться с демонстрируемыми образцами, выбрать и приобрести необходимые товары, передаваемые покупателю после их доставки в указанное им место, если иное не предусмотрено договором.

Наряду с названным действует целый ряд правил розничной купли-продажи:

Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами утверждены постановлением Правительства РФ от 6 июня 1998 г. №569;

Правила продажи отдельных видов товаров утверждены постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. №55 и другие;

И если правовому регулированию продажи по образцам посвящены отдельные правила, то купле-продаже с использованием с автоматов кроме единственной статьи ГК больше не уделено внимание.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации на основании и во исполнение Гражданского кодекса Российской Федерации, иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права, в том числе и нормы о защите прав потребителей (пункт 1 статьи 1, пункты 2 и 4 статьи 5, пункт 4 статьи 7, пункты 1 и 2 статьи 10, пункт 1 статьи 18, статьи 26, 38 Закона "О защите прав потребителей").

В частности, в соответствии со статьями 26, 38 Закона "О защите прав потребителей" Правительство Российской Федерации вправе утверждать правила отдельных видов договоров купли-продажи, правила продажи отдельных видов товаров, правила бытового и иных видов обслуживания потребителей (правила выполнения отдельных видов работ и правила оказания отдельных видов услуг).

В качестве примера можно выделить:

Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. №1013 "Об утверждении переченя товаров, подлежащих обязательной сертификации и перечень работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации"http://www.allpravo.ru/diploma/doc21p/instrum128/item614.html - _ftn8 ;

Постановление Правительства РФ от 15 августа 1997 г. №1037 "О мерах по обеспечению наличия на ввозимых на территорию Российской Федерации непродовольственных товарах информации на русском языке"http://www.allpravo.ru/diploma/doc21p/instrum128/item614.html - _ftn11 и др.

В соответствии с п. 2 ст. 40 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" Федеральный антимонопольный орган вправе давать официальные разъяснения по вопросам применения законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.

Однако важно отметить, что в отношении таких документов существует общее правило, выраженное в постановлении Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. №1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации". Согласно этому акту нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и официальному опубликованию в "Российской газете". Официальное опубликование актов осуществляется не позднее десяти дней после их государственной регистрации. При этом акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий.

Наряду с вышеназванными законами и подзаконными актами, в качестве источников правового регулирования необходимо выделить и материалы судебно-арбитражной практики в Российской Федерации. Несмотря на то, что в нашей стране судебная практика не является источником права и тем самым не обязательна в правоприменении (как это принято в англосаксонской системе права), тем не менее, в Российской Федерации нижестоящие суды зачастую пользуются обзорами судебной практики для разбирательств дел. Так, например, можно выделить:

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации №7 от 29 сентября 1994 г. "О практике рассмотрения судами для о защите прав потребителей" (в редакции постановления от 17 января 1997 г. №2);

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 №17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей".

Так, например, согласно п. 3 ст. 492 ГК РФ, к отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними.

В соответствии со статьей 1 Закона "О защите прав потребителей" отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом "О защите прав потребителей", а также принимаемыми в соответствии с ним иными федеральными законами и правовыми актами Российской Федерации.

Основой правового регулирования отношений в области защиты прав потребителей является Гражданский кодекс Российской Федерации.

Закон "О защите прав потребителей" применяется к розничной купле-продаже в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации (статья 4 Федерального закона "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации"). При этом Закон применяется независимо от того, есть на него или нет ссылка в Гражданском кодексе Российской Федерации в случаях, если Закон "О защите прав потребителей":

Конкретизирует и детализирует положения Гражданского кодекса Российской Федерации (например, статьи 8-10 Закона "О защите прав потребителей");

Регулирует отношения, не урегулированные Гражданским кодексом Российской Федерации (например, пункт 1 статьи 18 Закона "О защите прав потребителей");

Предусматривает иные правила, чем Гражданский кодекс Российской Федерации, когда Гражданский кодекс Российской Федерации допускает возможность их установления законами и иными правовыми актами (например, пункт 1 статьи 394 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Важно отметить, что законы о защите прав потребителей и принятые в соответствии с ними правовые акты применяются только к отношениям по договорам розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина. Права потребителей, предусмотренные Законом РФ "О защите прав потребителей", не могут переходить к продавцу по договору розничной купли-продажи.

Особое место в современном российском законодательстве, регулирующем куплю-продажу товаров, является антимонопольное законодательство.

Антимонопольное законодательство - совокупность нормативных актов (правовых норм), регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов, направленных на создание, развитие, поддержание конкурентной среды, предупреждение, пресечение антиконкурентной практики.

В современном мире антимонопольное законодательство и проводимая на его основе антимонопольная политика являются одним из важнейших средств государственного регулирования экономики, в силу чего антимонопольное законодательство признается самостоятельной отраслью законодательства. Эта отрасль является комплексной: имея в основе нормы административного права, антимонопольное законодательство включает также конституционные, гражданско-правовые, уголовно-правовые нормы.

Антимонопольное законодательство основывается на концепции достижения наивысшего благосостояния граждан в результате предоставления хозяйствующим субъектам возможности свободно обмениваться производимыми ими товарами и услугами на конкурентном рынке, который выступает универсальным регулятором общественного производства. Основные цели антимонопольного законодательства подавляющего числа государств: защита и поощрение конкуренции, контроль над хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на рынке, контроль за процессом концентрации производства и капитала, контроль над ценообразованием. содействие мелкому и среднему предпринимательству и защита его интересов, защита интересов потребителей.

В некоторых государствах в антимонопольное законодательство включают правовые нормы о пресечении недобросовестной конкуренции, направленные против нечестных методов конкурентной борьбы на рынках. Законодательные акты, содержащие одновременно нормы о пресечении недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности характерны для государств с переходной экономической системой. Для государств, региональных объединений, где источником права являются также судебные решения, характерно принятие более широкой концепции антимонопольного права (картельное право ЕС, антитрестовское право США и др.). Антимонопольное законодательство, как правило, является общенациональным.

Основная категория антимонопольного законодательства - доминирующее положение (монопольная сила) хозяйствующего субъекта на соответствующем (релевантном) товарном рынке. Антимонопольное законодательство не устанавливает запрет хозяйствующему субъекту завоевать это положение, однако и не допускает злоупотребления им. Оценка того, занимает ли хозяйствующий субъект доминирующее положение, основывается на определении релевантного товарного рынка, который характеризуется границами, объемом и субъективным составом.

В РФ антимонопольное законодательство появилось только с началом перехода к рыночной экономике, когда конкуренция была признана благом для общества. Одним из первых в системе законодательных актов, опосредующих коренную экономическую реформу, проводимую РФ с начала 90-х гг., был Закон РФ от 22 марта 1991 г. №948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон о конкуренции). Целями введения в действие Закона были: создание конкурентной среды в экономике, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках. Названный Закон был принят за несколько месяцев до Закона РФ о приватизации предприятий, тем самым установив правовые основы для действия приватизируемых и вновь образуемых предприятий в условиях конкурентной среды.

Экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, не допускается (ст. 34 Конституции РФ). Конституция РФ вместе с Законом о конкуренции, издаваемыми в соответствии с ним ФЗ, указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и образует антимонопольное законодательство РФ в его современном виде, которое является федеральным (ст. 71 Конституции РФ). Основные особенности антимонопольного законодательства РФ состоят в том, что оно содержит нормы о пресечении недобросовестной конкуренции, а положения о запретах адресованы не только частным лицам, но и органам исполнительной власти. Выявлены характер, специфика противоречащих антимонопольному законодательству действий (бездействия) хозяйствующих субъектов или органов исполнительной власти, направленных на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Законом запрещены действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке, которые имеют или могут иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц. Приводится открытый перечень таких действий.

Запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными (полностью или частично) заключенные в любой форме соглашения (согласованные действия) конкурирующих хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов), занимающих в совокупности доминирующее положение, если таковые соглашения (согласованные действия) имеют или могут иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции.

Лишь в исключительных случаях названные соглашения (согласованные действия) могут быть признаны правомерными, если хозяйствующие субъекты докажут, что положительный эффект от их действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка. В Законе о конкуренции приводится перечень соглашений, которые по своей сути нарушают положения антимонопольного законодательства и на которые не распространяются названные изъятия.

Государственная политика по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции проводится федеральным антимонопольным органом, положение о котором утверждается Президентом РФ. Федеральный антимонопольный орган - ФАС РФ осуществляет контроль за соблюдением антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов и за приобретением акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственных обществ, которое может привести к доминирующему положению на рынках РФ хозяйствующих субъектов либо к ограничению конкуренции. Для осуществления своих полномочий ФАС РФ вправе создавать собственные территориальные органы и наделять их полномочиями в пределах своей компетенции.

За нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность. Особым разделом является законодательство о естественных монополиях.

В настоящее время на правовое регулирование купли-продажи направлены десятки и сотни разноуровневых нормативных актов (как гражданско-правовых, так и смежных отраслей права, как частного, так и публичного права). Представим их иерархию.

Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что действующее гражданское законодательство, направленное на регулирование правоотношений купли-продажи, базируется на общепризнанных международных нормах .

В соответствии с п.4 ст.15 Конституции РФ и ст.7 ГК РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Вышесказанное означает, что приоритет над национальным законодательством имеют ратифицированные РФ международные акты. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Среди актов направленных на регулирование купли-продажи можно выделить:

Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 11 апреля 1980 г.) ;

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1996 г. А/51/628 "Типовой закон об электронной торговле, принятый Комиссией Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), и Руководство по принятию" ;

Правовое руководство ЮНСИТРАЛ "По международным встречным торговым сделкам" (подготовлено на двадцать пятой сессии Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), 4-22 мая 1992 г.) ;

- Международные правила толкования торговых терминов "Инкотермс" Публикация Международной торговой палаты 1990 г. №460 .

Базисным актом национального законодательства Российской Федерации, посвященным купле-продаже, является Гражданский кодекс РФ (Часть 2, Гл.30).

Параграф 1 гл.30 ГК РФ содержит общие положения о купле-продаже, применимые в случае, если иное не предусмотрено правилами §2-8. Весьма важно учитывать различия в части применения конкретных положений (общих или специальных норм о купле-продаже). Так, например, в параграфе о продаже предприятия по-иному, чем в общих положениях (ст.455 ГК РФ), решен вопрос о его существенных условиях. По-иному, чем в общих положениях (ст.475 ГК РФ), регулируются последствия передачи продавцом покупателю товара ненадлежащего качества в розничной купле-продаже (ст.503 ГК РФ) и поставке (ст.518 ГК РФ).

Как верно подчеркивают исследователи, в Общих положениях о купле-продаже (§1) и при регулировании договора поставки (§3) нередко имеются ссылки на обычаи делового оборота или обычно предъявляемые требования (см., например, п.2 ст.459, п.2 ст.474, п.2 ст.478, п.2 ст.484, п.1 ст.485, п.1 ст.508, абз.2 п.1 ст.510, п.2 ст.513, п.1 ст.519 ГК). Необходимо иметь в виду, что не всегда при таких ссылках действует общее правило (п.5 ст.421), согласно которому при определении условий договора диспозитивная норма закона имеет приоритет перед обычаем делового оборота. Наоборот, в некоторых нормах прямо указано, что они применяются, если не вытекает иное из обычаев делового оборота (см., например, п.2 ст.459, п.1 ст.508, абз.2 п.1 ст.510). Так же решен этот вопрос и в ряде норм Общей части обязательственного права ГК, применяемых к договору купли-продажи (см., например, ст.311, 312, абз.2 п.2 ст.314, ст.316 ГК). В таких случаях действует правило о приоритете специальных положений по отношению к общим .

Наряду с ГК РФ к правоотношениям по купле-продаже применимы многие другие законодательные акты. В частности можно выделить:

Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и (с изм. и доп. от 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г.) – данный законодательный акт регулирует особенности розничной купли-продажи с участием покупателя физического лица;

- Федеральный закон от 21 июля 1997 г. №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (с изменениями от 5 марта, 12 апреля 2001 г., 11 апреля 2002 г., 9 июня 2003 г.) – отдельные положения данного закона применимы при купле-продаже недвижимого имущества.

Наряду с законодательными актами, к правоотношениям купли-продажи применимы и подзаконные акты (указы Президента РФ и постановления Правительства РФ), а также ведомственные акты .

Среди подзаконных нормативных актов можно выделить:

Постановление Правительства РФ от 30 июня 1997 г. №772 "Об утверждении Правил совершения банками сделок купли-продажи мерных слитков драгоценных металлов с физическими лицами" ;

Постановление Правительства РФ от 30 июня 1994 г. №756 "Об утверждении Положения о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации" (с изм. и доп. от 1 декабря 1998 г.) ;

Постановление Правительства РФ от 10 декабря 1992 г. №959 "О поставках продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена" (с изм. и доп. от 15 апреля, 2 декабря 1994 г., 16 декабря 1995 г.) .

Важно подчеркнуть, что подзаконные нормативные акты не должны противоречить законодательным актам и применяются в целях урегулирования конкретного вопроса (на что должно быть соответствующая отсылка из законодательного акта). В соответствии с Указом Президента РФ №763 от 23 мая 1996 г. "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" такие нормативные документы, подлежат регистрации в Минюсте России и официальному опубликованию в "Российской газете" или в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. В соответствии с п. 12 Указа Президента РФ №763 данные нормативные акты вступают в силу по истечении десяти дней после их официального опубликования, если в самом акте не предусмотрен иной срок их вступления в силу.

В правоприменительной практике все большее значение приобретают материалы судебно-арбитражной практики . Несмотря на то, что в нашей стране судебная практика не является источником права, как в странах с англосаксонской системой права, тем не менее, обзоры практики используются нижестоящими судебными инстанциями при рассмотрении конкретных дел.

Среди обзоров практики имеющих наибольшее значение при регулировании купли-продажи необходимо выделить:

Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 февраля 2001 г. №59 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" ;

Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 октября 1997 г. №18 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки» ;

Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 ноября 1997 г. №21 "Обзор практики разрешения споров, возникающих по договорам купли-продажи недвижимости" ;

Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 мая 1997 г. №14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" .

В заключение подчеркнем, что субъекты Российской Федерации не вправе принимать акты, направленные на регулирование правоотношений купли-продажи, т.к. гражданское законодательство отнесено Конституцией РФ (ст.71) к исключительному ведению Российской Федерации, а следовательно любые акты принятые субъектом РФ не буду иметь юридической силы и не должны применяться на практике.


Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета. – 25 декабря 1993 года.

Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 11 апреля 1980 г.) // Вестник Высшего арбитражного суда Российской Федерации. - 1994 г. - №1.

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1996 г. А/51/628 "Типовой закон об электронной торговле, принятый Комиссией Организации Объединенных Наций по праву международной торговли" (ЮНСИТРАЛ), и Руководство по принятию"

Правовое руководство ЮНСИТРАЛ "По международным встречным торговым сделкам" (подготовлено на двадцать пятой сессии Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), 4-22 мая 1992 г.)

Международные правила толкования торговых терминов "Инкотермс" (Публикация Международной торговой палаты 1990 г. №460) // Совинтерюр. – Москва. - 1992 г.

УДК 347.451

РС! 10.21661/Г-463647

Н.Ю. Чернусь, Хуан Сюэин

Правовое регулирование договора купли-продажи в России и в Китае

Аннотация

В статье анализируется российское и китайское законодательство о договоре купли-продажи товаров, которое содержит много общих положений, но есть и особенности, обусловленные различием правовых систем России и Китая. Последовательно сравнивается правовое регулирование определения элементов договора купли-продажи, к которым относятся стороны договора, предмет, цена, срок, форма и содержание договора. Приводятся положения российского и китайского законодательства об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора купли-продажи.

I Ключевые слова: договор купли-продажи, элементы договора купли-продажи, стороны договора, законодательство КНР о договоре купли-продажи, ответственность по договору купли-продажи.

N.Y. Chernus, Huang Xueying

Legal regulation of the purchase and sale agreement in Russia and in China

The article analyzes Russian and Chinese legislation on the contract of sale of goods, which contains many general provisions, but there are peculiarities due to the difference between the legal systems of Russia and China. Consistently the authors compare the legal regulation of defining the purchase and sale agreement elements which are the parties to the contract, subject, price, term, form and content of the contract. The provisions of Russian and Chinese legislation on liability for non-performance or improper performance of the purchase and sale agreement are noted.

Í Keywords: the contract of sale, the purchase and sale agreement elements, the parties to the contract, law of the PRC on the contract of sale, liability under the contract of sale.

эМ мире з

оговор купли-продажи является древнейшей и наиболее распространённой формой.товарно-денежных отношений. В современном мире договор купли-продажи как форма социально-экономического отношения играет очень важную роль при переходе к рыночной экономике в России и Китае. Впервые правовое регулирование отношений, вытекающих из договора купли-продажи устанавливается в законодательных актах древнего мира: Законах Хаммурапи, Среднеассирийских законах. В Древней Греции с развитием государства договор купли-продажи также используется как торговая сделка, однако законодательство о договоре купли-продажи в то время еще отсутствует. Правовое регулирование договора

купли-продажи происходит в период классического римского права, где выделяется четыре его вида, включая реальный и консенсуальный договоры.

В настоящее время сфера применения договора купли-продажи очень широка. Положения о купле-продаже применяются к купле-продаже движимых и недвижимых вещей, ценных бумаг, валюты и валютных ценностей, имущественных прав, долей в имущественных правах, долей в уставных капиталах корпоративных юридических лиц. Кроме того, договор купли-продажи широко используется в международной торговле. В связи с развитием китайско-российских экономических отношений невозможно представить себе существование рыночной экономики без

Юриспруденция

договора купли-продажи. За многовековую историю сотрудничества, между Россией и Китаем сложились тесные взаимоотношения, что обусловлено, прежде всего, близким территориальным расположением.

Тем не менее, существуют особенности правового регулирования одних и тех же отношений. В России и в Китае сложились несколько различные подходы к правовому регулированию договоров купли-продажи.

Итак, определение договора купли-продажи закреплено в Гражданском кодексе РФ (далее - ГК РФ) и Законе КНР «О договорах» .

В соответствии с п. 1 ст. 454 ГК РФ, по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать товар в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за товар определённую денежную сумму. В Китае нет гражданского кодекса, а положения о договоре купли-продажи содержатся в Законе КНР «О договорах». Согласно ст. 130 Закона КНР «О договорах», договор купли-продажи является договором, по которому продавец перемещает право собственности на определённую вещь покупателю, а покупатель уплачивает за неё продавцу цену, соответствующую в денежном выражении .

Исходя из приведенных законодательных положений, видно, что определения договора купли-продажи в России и Китае очень схожи. Китайская правовая система в ее современном виде сформировалась в период с 1949 по 1990-е гг. Советское гражданское законодательство создавалось параллельно, поэтому видны сходства российского (времен существования Советского Союза) и китайского законодательства.

Юридическая характеристика договора купли-продажи в России и в Китае также похожа. Из обоих определений договора купли-продажи следует, что договор купли-продажи является консенсуальным, возмездным и взаимным договором. Приведенная характеристика договора купли-продажи соответствует законодательству и России и Китая. Тем не менее, в законодательстве Китая предусмотрены две другие юридические характеристики договора: договор купли-продажи является неофициальным и каузальным . Характеристика договора как неофициального означает, что при заключении сторонами договора купли-продажи не требуется оформлять его в специальной форме. Иными словами, договор купли-продажи может быть заключен сторонами как в устной, так и в письменно форме. Казуальный договор, так же как и в российском праве означает, что содержание договора ясно указывает на основание возникновения обязательства сторон. При отсутствии основания договор не может считаться заключённым.

Сравним отдельные элементы договора купли-продажи, поскольку именно элементы договора отражают сущность и правовую природу договора.

Итак, рассмотрим особенности субъектного состава договора, которыми являются его стороны. Анализ общих положении ГК РФ о договорах, и о договоре куп-

ли-продажи, в частности, показывает, что в ГК РФ нет отдельных норм, которые содержат требования к сторонам договора. Для каждого договора данный вопрос решается по-разному. Сторонами договора купли-продажи являются продавец и покупатель. В качестве таковых могут выступать любые субъекты гражданского права, как физические, так и юридические лица, публичные образования. Однако, возможности участия указанных субъектов в отдельных видах договора купли-продажи могут быть ограничены. По общему правилу, продавцом может быть любое лицо, являющееся собственником вещи, или имеющее специальные полномочия от собственника по продаже товара. Покупателями могут быть любые физические и юридические лица, а также публичные образования. Как правило, в договоре купли-продажи в качестве продавца выступает лицо, которое обладает правом собственности (оперативного управления или хозяйственного ведения) на товар, но закон не запрещает заключение договора купли-продажи в отношении вещи, которая будет создана или приобретена продавцом в будущем (п. 2 ст. 455 ГК РФ).

Следующим элементом договора является его предмет. В цивилистической науке нет общего мнения о предмете в договоре купли-продажи. Существует несколько различных точек зрения о предмете договора купли-продажи. Так, М.И. Брагинский и В.В. Витрян-ский под предметом указанного договора понимают действия сторон в рамках принятого ими обязательства . Следуя указанному пониманию предмета договора, в Китае в широком смысле предмет договора купли-продажи включает в себя передачу вещного права, исключительного права, а также обязательственного права. Но в узком смысле по договору купли-продажи можно передать в собственность только вещь (товар).

Содержание договора купли-продажи представляет собой совокупность прав и обязанностей сторон, которые возникают по поводу его условий. Основной обязанностью продавца является обязанность по передаче товара покупателю. При этом товар должен быть свободным от любых прав третьих лиц. Если покупатели и продавцы договорились, то продавец должен передать покупателю товар в установленном количестве, ассортименте, надлежащего качества и в надлежащей упаковке, таре. Эти условия обычно определены в договоре купли-продажи. К обязанностям покупателя относятся обязанности по оплате и принятию товара.

Цена товара также устанавливается соглашением сторон в договоре купли-продажи. Это денежная сумма, которая уплачивается покупателем продавцу до или после передачи товара, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, ГК РФ, другим законом или иными правовыми актами и не вытекает из существа обязательств (ст. 485 ГК РФ). По общему правилу цена на товар устанавливается в рублях, но по соглашению сторон возможно выбрать валюту другой страны. Исключение составляет продажа в рассрочку или

продажа объектов недвижимости, когда цена является существенным условием такого договора.

Срок договора по общему правилу не является существенным условием договора купли-продажи. Но при купле-продаже в кредит или с рассрочкой платежа, в договоре поставки товара срок относится к существенным условиям такого договора (ст. ст. 488, 489 ГК РФ). Срок договора устанавливается покупателем и продавцом в договоре.

Форма договора купли-продажи может быть любой, устной или письменной. По общему правилу в простой письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения, совершаются сделки юридических лиц между собой и с гражданами, а также сделки граждан между собой на сумму, превышающую десять тысяч рублей, а в случаях, предусмотренных законом, - независимо от суммы сделки (ст. 161 ГК РФ).

В Китае элементы договора купли-продажи определены в Законе КНР «О договорах». Согласно ст. 12 Закона КНР «О договорах», содержание договора определяется сторонами договора и обычно включает следующие условия:

1) наименование сторон, фамилию и имя, местонахождение;

2) предмет;

3) количество;

4) качество;

5) цена или вознаграждение;

6) срок исполнения договора, место и способ исполнения договора;

7) ответственность за нарушение договора;

8) способ урегулирования споров.

Действующий Закон КНР «О договорах» не содержит особых ограничений в отношении сторон договора купли-продажи, но нельзя сказать, что нет никаких ограничений для возможности выступать стороной договора купли-продажи. Так, например, бизнес, который ведется на основании франшизы (договора франчайзинга) может осуществлять только профессиональный участник, после получения специального разрешения. Также, если договор заключается представителем, то необходимо наличие доверенности или мандата, без которых договор считается недействительным.

Предметом договора купли-продажи в соответствии с китайским законодательством должен соответствовать установленным законом требованиям. Договор не может быть заключен в отношении вещей, изъятых из гражданского оборота. Количество, качество, цена и срок - эти четыре важных условия для заключения договора купли-продажи, положения о которых в законодательстве России и Китая очень схожи. Количество товара, передаваемого продавцом покупателю должно быть предусмотрено в договоре. Если государство устанавливает требования к качеству товара, то условия о качестве товара в договоре подлежит исполнению в соответствии с государственными стандартами.

Цена, так же как и в российском законодательстве, согласовывается сторонами договора купли-продажи. Когда продавец и покупатель заключают договор купли-продажи, в котором не определено условие о цене или оплате товара, договор исполняется в соответствии с рыночной ценой на момент заключения договора в месте его исполнения.

В Китае также существуют цены, установленные Правительством КНР. Если в процессе исполнения договора купли-продажи правительственные цены изменились, расчёты производятся в соответствии с ценами, существовавшими на момент передачи товара или его оплаты.

В соответствии со ст. 133 Закона КНР «О договорах», право собственности на вещь переходит при передаче товара, если законом или договором купли-продажи сторон не установлено иное. Так, право собственности на недвижимое имущество переходит в момент регистрации в соответствующем государственном департаменте.

Согласно п. 3 ст. 62 Закона КНР «О договорах», если покупатель и продавец не могут определить место исполнения договора, то:

а) если договор купли-продажи связан с передачей денег, то договор купли-продажи следует исполнять в месте нахождения стороны, получающей деньги;

б) для договоров купли-продажи о передаче недвижимости, договор купли-продажи следует исполнять в месте нахождения недвижимости;

в) договоры по другим предметам подлежат исполнению в месте нахождения стороны, несущей обязательства по договору.

За нарушение условий договора, стороны договора купли-продажи несут соответствующие правовые последствия.

Ответственность за нарушение договора также закреплена в нормах Закона КНР «О договорах». Положения об ответственности за нарушение условий договора определены в ст. 113 Закона КНР «О договорах». Если одна сторона не исполняет договорное обязательство либо исполняет обязательство не в соответствии с условиями договора, в связи с чем у другой стороны возникают убытки, размер возмещения убытков должен соответствовать убыткам, возникающим в результате нарушения договора, которые включают в себя выгоду, которая могла быть получена после исполнения договора, однако не должны превышать убытки, которые нарушившая договор сторона могла или должна была предвидеть при заключении договора в качестве вероятного следствия нарушения договора.

Согласно ст. 128 Закона КНР «О договорах», стороны могут решать вытекающие из договоров споры путём примирения или урегулирования. Если стороны договора не идут на примирение и урегулирование или если примирение и урегулирование не удались, то можно возбудить дело в народном суде, заключить арбитражное соглашение.

Юриспруденция

Китайские исследователи выделяют два вида нарушений договора купли-продажи. Первое является ожидаемым нарушением договора купли-продажи, второе - действительное. Ожидаемое нарушение договора происходит до истечения срока договора, когда должник без уважительной причины не исполняет обязанности, или до истечения срока исполнения у кредитора есть основания считать, что должник не будет исполнять свои обязанности.

Действительное нарушение происходит, когда после истечения срока исполнения без уважительной причины должник не исполняет или ненадлежащим образом исполняет свои обязанности по договору .

К нарушениям договора купли-продажи также относятся:

1) отказ от исполнения договора купли-продажи, также именуемое неисполнением договора;

2) задержка исполнения договора;

3) неполное исполнение договора, когда продавец исполнял обязательство, но при исполнении условий о количестве, качестве, месте и формы существуют недостатки.

Китайское гражданское законодательство предусматривает различные последствия нарушения условий договора купли-продажи:

1. Действительное исполнение договора (когда нарушившая договор сторона обязана продолжить исполнение договора) . Так, в соответствии со ст. 486 ГК РФ, если покупателем нарушено условие о своевременной оплате товара, то продавец вправе потребовать от покупателя оплаты товара. Аналогичное правило содержится в ст. 109 Закона КНР «О договорах», когда одна из сторон по договору купли-продажи не уплачивает цену или вознаграждение, то другая сторона может потребовать от неё уплаты цены или вознаграждения.

2. Принятие мер по устранению недостатков товара. К таким мерам, в частности, относятся ремонт, замена, переделка. Так, в соответствии со ст. 475 ГК РФ, если продавец передал покупателю товар ненадлежащего качества, покупатель вправе потребовать от продавца устранения недостатков товара в разумный срок. В соответствии со ст. 111 Закона КНР «О договорах», когда качество не соответствует условиям договора купли-продажи, сторона, которой был причинён ущерб, может с учётом существа товара и размера убытков требовать по своему выбору от другой стороны несения ответственности за нарушение договора в форме ремонта за её счёт, замены, переделки товара.

3. Уплата неустойки. Соглсно ст. 330 ГК РФ, неустойкой признается определённая законом или договором купли-продажи денежная сумма, которую одна сторона обязан уплатить другой стороне в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. По Закону КНР «О договорах», стороны

могут согласовывать определённый размер неустойки, который одна из сторон при нарушении договора купли-продажи должна уплатить другой стороне с учётом обстоятельств нарушения, а также могут быть согласованы способы расчёта суммы возмещения убытков, возникших из-за нарушения условий договора.

4. Потеря задатка. Задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счёт причитающихся с неё по договору платежей другой стороне, в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения. После исполнения обязательства должником задаток включается в цену товара по договору либо возвращается.

Если выдавшая задаток сторона не исполнит договорное обязательство, то она не имеет право требовать возвращения задатка; если получившая задаток сторона не исполнит согласованное договорное обязательство, то она должна вернуть задаток в двойном размере (п. 2 ст. 381 ГК РФ и ст. 115 Закона КНР «О договорах»). Это положение служит защитой интересов сторон договора купли-продажи.

5. Возмещение убытков. Гражданское законодательство РФ закрепляет принцип полного возмещения убытков, заключающееся в возмещении реального ущерба и упущенной выгоды. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества, а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (ст. 15 ГК РФ). Аналогичные правила предусмотрены законодательством Китая.

Исходя из ст. 401 ГК РФ должник несёт ответственность при наличии вины, но он может доказать свою невиновность и освободиться от ответственности. Интересно то, что по российскому законодательству субъекты предпринимательской деятельности несут ответственность без вины, т.к. они считаются профессиональными субъектами рыночных отношений. Такое положение отсутствует в китайском законодательстве. Коммерческие организации в Китае не являются особыми субъектами, они так же, как и физические лица несут ответственность за виновные действия. Ещё одним отличием двух законодательств является то, что в России неправомерное действие, являющееся основанием наступления договорной ответственности, выражается в форме действия и бездействия, а в Китае существует только неправомерное действие, бездействие не предусмотрено китайским законодательством как основание для привлечения лица к ответственности.

Подводя итог, следует прийти к выводу, что законодательство России и Китая имеет много общих черт, но есть и незначительные различия, обусловленные отличиями в правовом и экономическом режимах.

Литература

1. Брагинский М.И. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. - М.: Статут, 2011. - 780 с.

2. Вэй Чжэньин Гражданское право: Учебное пособие / Чжэньин Вэй. - 5-е изд. - Peking University Press, 2013. - 486 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://wenku.baidu.com/ view/87e2ffd976a20029bd642d6a.html

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - №32. - Ст. 3301.

4. Закон Китайской Народной Республики «О договорах» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// chinalawinfo.ru/civil_law/law_contract (дата обращения: 10.08.2017).

5. Чжун Сю Юн Гражданское право / Сю Юн Чжун. - Beijing Daily Press, 2016. - 419 с. Ш} [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.docin.com/p-1754901668.html

Правовому регулированию договора розничной купли-продажи в Гражданском кодексе РФ посвящен параграф 2 главы 30 (ст.492 – 505). Наряду с обозначенными статьями, к правоотношениям, возникающим из договора розничной купли-продажи, применяются общие правила Гражданского кодекса о сделках, исковой давности, обязательствах, договоре, а также купле-продаже (§1 гл.30), если они не противоречат специальным нормам, установленным для розничной купли-продажи. В частности, к ним относятся: положения о форме сделок (ст.158-165), их недействительности (ст.166-181), общем трехгодичном сроке исковой давности и порядке его исчисления (ст.196, 200), возмещении убытков в полном объеме при нарушении договора (ст.15, 393), принципах исполнения обязательств (ст.309, 310) и порядке заключения договора (ст.432-443, 445, 446), его прекращении и изменении (ст.450), сроке исполнения (ст.457), количестве, качестве и комплектности товара (ст.465, 466, 469, 478-480), основаниях ответственности по законной и договорной гарантиям качества (ст.476) и др. В предыдущем параграфе мы выделили разновидности договора розничной купли-продажи. Было высказано общее мнение о непродуманности группировки норм и классификации данного договора. Однако, наряду с этой проблемой необходимо отметить слабое правовое урегулирование отдельных видов договора розничной купли-продажи. Наряду с ГК РФ отдельные виды договора розничной купли-продажи регулируются постановлениями Правительства РФ. Так, например, Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1997 г. №918 утверждены Правила продажи товаров по образцам. Наряду с названным действует целый ряд правил розничной купли-продажи: - Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами утверждены постановлением Правительства РФ от 6 июня 1998 г. №569; - Правила продажи отдельных видов товаров утверждены постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. №55; - Правила розничной торговли алкогольной продукцией на территории Российской Федерации утверждены постановлением Правительства РФ от 19 августа 1996 г. №987; - Правила скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий (утв. постановлением Правительства РФ от 7 июня 2001 г. №444. И если правовому регулированию продажи по образцам посвящены отдельные правила, то купле-продаже с использованием с автоматов кроме единственной статьи ГК больше не уделено внимание. На наш взгляд, этот правовой пробел должен быть восполнен. Согласно п3. ст.492 ГК РФ, к отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними. В соответствии со статьей 1 Закона "О защите прав потребителей" отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом "О защите прав потребителей", а также принимаемыми в соответствии с ним иными федеральными законами и правовыми актами Российской Федерации. Основой правового регулирования отношений в области защиты прав потребителей является Гражданский кодекс Российской Федерации. Закон "О защите прав потребителей" применяется к розничной купле-продаже в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации (статья 4 Федерального закона "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации"). При этом Закон применяется независимо от того, есть на него или нет ссылка в Гражданском кодексе Российской Федерации в случаях, если Закон "О защите прав потребителей": - конкретизирует и детализирует положения Гражданского кодекса Российской Федерации (например, статьи 8 - 10 Закона "О защите прав потребителей"); - регулирует отношения, не урегулированные Гражданским кодексом Российской Федерации (например, пункт 1 статьи 18 Закона "О защите прав потребителей"); - предусматривает иные правила, чем Гражданский кодекс Российской Федерации, когда Гражданский кодекс Российской Федерации допускает возможность их установления законами и иными правовыми актами (например, пункт 1 статьи 394 Гражданского кодекса Российской Федерации). Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. Важно отметить, что законы о защите прав потребителей и принятые в соответствии с ними правовые акты применяются только к отношениям по договорам розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина. Права потребителей, предусмотренные Законом РФ "О защите прав потребителей", не могут переходить к продавцу по договору розничной купли-продажи. Приведем пример из практики: «Товарищество с ограниченной ответственностью "Универмаг "Юбилейный" обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "СЭПО-Темп" о взыскании 5 948 рублей 75 копеек убытков. Решением от 19.08.98 в удовлетворении иска отказано. Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 19.11.98 решение оставил без изменения. В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается названные судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение. Рассмотрев протест, Президиум не находит оснований для его удовлетворения. Как следует из материалов дела, ТОО "Универмаг "Юбилейный" реализовало по договорам розничной купли-продажи холодильники "Саратов КШ-160", полученные от производственно-коммерческого предприятия "Поиск-К" в соответствии с договором поставки от 20.07.93 N 9. В период гарантийного срока эксплуатации несколькими потребителями были обнаружены недостатки товара. По требованиям потребителей продавец возместил им расходы на исправление недостатков, а одному из потребителей безвозмездно устранил дефекты. Данные обстоятельства послужили основанием для предъявления требований о возмещении убытков изготовителю товара - ООО "СЭПО-Темп". Отказ в удовлетворении исковых требований суд мотивировал статьей 518 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой требования, возникающие в связи с поставкой товаров ненадлежащего качества, могут быть предъявлены поставщику, а не изготовителю товара. В обоснование протеста приведены доводы о том, что согласно пунктам 2 и 3 статьи 18 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" потребитель вправе предъявить требования о безвозмездном устранении недостатков товара или возмещении расходов на их исправление продавцу, а также изготовителю. Поскольку граждане осуществили свое право на возмещение расходов путем обращения к продавцу по договору розничной купли-продажи, у последнего в результате удовлетворения этих требований возникло право обратного требования (регресса) в размере выплаченного возмещения как к поставщику по договору, так и к изготовителю товара, установившему гарантийный срок. Поэтому предъявление регрессного иска непосредственно к изготовителю товара является правомерным. Однако, исходя из пункта 3 статьи 492 названного Кодекса законы о защите прав потребителей и принятые в соответствии с ними правовые акты применяются только к отношениям по договорам розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина. Следовательно, права потребителей, предусмотренные Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", не могут переходить к продавцу по договору розничной купли-продажи. Названным Законом не предусмотрено изъятий из правила, установленного статьей 518 Гражданского кодекса Российской Федерации. При таких обстоятельствах отказ в удовлетворении исковых требований следует признать правомерным». В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации на основании и во исполнение Гражданского кодекса Российской Федерации, иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права, в том числе и нормы о защите прав потребителей (пункт 1 статьи 1, пункты 2 и 4 статьи 5, пункт 4 статьи 7, пункты 1 и 2 статьи 10, пункт 1 статьи 18, статьи 26, 38 Закона "О защите прав потребителей"). В частности, в соответствии со статьями 26, 38 Закона "О защите прав потребителей" Правительство Российской Федерации вправе утверждать правила отдельных видов договоров купли-продажи, правила продажи отдельных видов товаров, правила бытового и иных видов обслуживания потребителей (правила выполнения отдельных видов работ и правила оказания отдельных видов услуг). В качестве примера можно выделить: - Постановление Правительства РФ от 16 июня 1997 г. N 720 "Об утверждении перечня товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы, и перечня товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению" (с изменениями от 5 октября 1999 г., 10 мая 2001 г.); - Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1013 «Об утверждении переченя товаров, подлежащих обязательной сертификации и перечень работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации»; - Постановление Госстандарта РФ от 23 февраля 1998 г. N 5 "О "Номенклатуре продукции и услуг (работ), подлежащих обязательной сертификации" (с изменениями от 14, 28 апреля, 6 октября 1998 г., 22 января, 4 марта, 12, 27 апреля, 19, 29 октября 1999 г., 27, 28 июня, 8 августа, 4, 8 сентября, 18 декабря 2000 г., 8 февраля, 27 марта, 24 апреля, 10 мая, 3 июля, 14 августа, 27 сентября, 8 октября, 18 октября 2001 г.); - Постановление Правительства РФ от 23 апреля 1997 г. N 481 "Об утверждении перечня товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний"; - Постановление Правительства РФ от 15 августа 1997 г. N 1037 "О мерах по обеспечению наличия на ввозимых на территорию Российской Федерации непродовольственных товарах информации на русском языке" и др. В соответствии с п.2 ст.40 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" Федеральный антимонопольный орган вправе давать официальные разъяснения по вопросам применения законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей. Так по отдельным вопросам применения Закона «О защите прав потребителей» действуют разъяснения, утвержденные приказом ГАК РФ от 20 мая 1998 г. №160, разъяснения ГКАП РФ от марта 1996 г. Однако важно отметить, что в отношении таких документов существует общее правило, выраженное в постановлении Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997г №1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации». Согласно этому акту нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и официальному опубликованию в "Российской газете". Официальное опубликование актов осуществляется не позднее десяти дней после их государственной регистрации. При этом акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий. Наряду с вышеназванными законами и подзаконными актами, в качестве источников правового регулирования необходимо выделить и материалы судебно-арбитражной практики в Российской Федерации. Несмотря на то, что в нашей стране судебная практика не является источником права и тем самым не обязательна в правоприменении (как это принято в англосаксонской системе права), тем не менее, в Российской Федерации нижестоящие суды зачастую пользуются обзорами судебной практики для разбирательств дел. Так, например, можно выделить: - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации №7 от 29 сентября 1994 г. "О практике рассмотрения судами для о защите прав потребителей" (в редакции постановления от 17 января 1997 г. №2). В заключение данного параграфа отметим, что Законом "О защите прав потребителей" (статья 1) не предусмотрено регулирование отношений в области защиты прав потребителей нормативными актами федеральных органов исполнительной власти. Постановление Правительства РФ от 6 июня 1998 г. №569 "Об утверждении Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 15 июня 1998 г. - N24. - Ст. 2733. Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. №55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 26 января 1998 г. - №4. - Ст. 482. Постановление Правительства РФ от 19 августа 1996 г. №987 "О мерах по ужесточению порядка торговли алкогольной продукцией" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 26 августа 1996 г. - №35. - Ст.4193 Постановление Правительства РФ от 7 июня 2001 г. №444 "Об утверждении Правил скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 11 июня 2001 г. - №24. - Ст. 2456. Федеральный закон от 9 января 1996 г. №2-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г. - №3. - Ст. 140. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 1999 г. №612/99 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - 1999 г. - №10. Постановление Правительства РФ от 16 июня 1997 г. №720 "Об утверждении перечня товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы, и перечня товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 23 июня 1997 г. - №25. - Ст. 2942. Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. №1013 "Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 18 августа 1997 г. - №33. - Ст. 3899. Постановление Госстандарта РФ от 23 февраля 1998 г. №5 "О Номенклатуре продукции и услуг (работ), подлежащих обязательной сертификации" // Вестник Госстандарта России". - май 1998 г. Постановление Правительства РФ от 23 апреля 1997 г. №481 "Об утверждении перечня товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний" // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. - №17. - Ст. 2020. Постановление Правительства РФ от 15 августа 1997 г. №1037 "О мерах по обеспечению наличия на ввозимых на территорию Российской Федерации непродовольственных товарах информации на русском языке" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 25 августа 1997 г. - №34. - Ст. 3981. Приказ ГАК РФ от 20 мая 1998 г. №160 // Финансовая газета. - №5. - февраль 1999 г. Российская газета. - 21 августа 1997 г. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. №7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" // "Российская газета. - 26 ноября 1994 г.